Бессознательная война с внутренним адом. Рецензия на фильм «СИБИРЬ»

Новости

Бессознательная война с внутренним адом. Рецензия на фильм «СИБИРЬ»

Бессознательная война с внутренним адом. Рецензия на фильм «СИБИРЬ»

Последний десяток лет Феррара занимается исключительно рефлексией через творчество: он с детства любит кино, но так сильно и ярко, как сейчас, пожалуй, никогда ещё не горел им. В биографии режиссёра можно найти много грязи, алкогольную и наркотическую зависимости, связь с плохими людьми и не только – всё это находило отражение и в его ранних фильмах. Однако в определённый момент своей жизни Феррара резко переосмысляет мир вокруг себя, переезжает жить в Италию, женится и становится отцом. Сегодня он ищет очищение, отражающееся в его работах сейчас.

Подобные изменения разделяют не только жизнь режиссёра на до и после, но и его фильмографию. Нынешний Феррара часто раздумывает о человеческом выборе и ошибках, снимая автобиографические картины, вроде «Томмазо», рефлексируя и находя в великом таланте Уиллема Дефо своё альтер эго. Иногда Феррара хоть и переключается исключительно на кино, снимая про него документальные работы вроде «Киномеханика», но даже при таком раскладе не отказывает самому себе в удовольствии появится в кадре, став одним из героев ленты. Однозначно очень сложно понять, что же именно пытается сейчас Феррара сказать своим творчеством: то ли он занимается копаниями в самом себе, то ли учит зрителя на собственных ошибках молодости, то ли арт-хаусная форма стала режиссёру намного ближе, чем содержательная глубина.

«Сибирь» же – это всё вместе взятое. Изначально фильм рисует образ Сибири, как что-то холодное, опасное, но, в то же самое время, по-дружески тёплое. В какой-то момент даже складывается ощущение, что зритель смотрит вовсе не ленту Феррара, а какие-то меланхоличные будни владельца полупустого бара посреди снежной пустыни. Однако в определённый момент, с очень громким звуком, всё меняется. Классический Феррара выстреливает из всех своих орудий, отправляя своего центрального персонажа в изнурительное путешествие по собственному подсознанию.

Про сам же сюжет говорить нет особого смысла, поскольку его и нет в «Сибири». Феррара не использует классические драматургические конструкции, рассказывая свои истории при помощи чувств и актёрской игры Уиллема Дефо, ставшего главным актёром режиссёра сегодня. Феррара подаёт своего героя через маленькие детали в диалогах, через его воспоминания и абсолютный фарс. Дефо играет, как и всегда – изумительно. Что-что, а роли сумасшедших и сломленных героев удаются актёру лучше всего, хоть «Сибирь» и не позволяет Дефо раскрыть весь свой спектр эмоций, как бы Феррара не давил на протагониста холодом, окружением и внутренней тьмой, поглощающей душу персонажа.

Мастер своего дела Уиллем Дефо – проводник для зрителя, связывающий его с подсознанием Абеля Феррара. Режиссёр много философствует о жизни в этом раз, показывая историю ребёнка в теле взрослого мужчины, чья воля была разбита и унижена плохой компанией (возможно, Феррара именно здесь о себе и говорит). Сама же Сибирь – это нечто вроде чистилища, некого Лимба, в котором обитает протагонист. При этом Сибирь у Феррара ограничивается не только заснеженными полями и горами, местами его Сибирь – это цветущие леса и пустыни с выжигающим глазами восточным солнцем. Частично так получилось из-за нехватки финансирования, однако подобное многообразие ландшафта как нельзя удачно вписывается в основную тематику картины.

Абель Феррара говорит про одиночество, мудрость и поиски себя в этом мире. Одним из главных нарративов всего фильма является реинкарнация человека в животное. И режиссёр использует этот приём не для того, чтобы сказать банальное «человек – есть животное», а показывает тем самым путь человека к чему-то новому. Так, например, пьяница превращается в медведя, нападая на протагониста, становясь зверем-перевёртышем – три девятки, вместо трёх шестёрок. Или же сибирские хаски, сопровождающие главного героя добрую половину фильма, наоборот выступают в качестве неких проводников. Сам же снег в ленте имеет болотно-зелёный оттенок, что создаёт у зрителя определённые неприятные чувства по отношению к Сибири.

Животные в «Сибири» – это реинкарнация людей, сумевших или обрести покой, или ставшими метафизическим воплощением внутренних демонов протагониста. Уиллем Дефо играет человека, пытающегося найти не столько умиротворение, сколько внутренний покой наедине с самим собой. В его сердце идёт нескончаемая и кровопролитная война, предпосылками к которой стали люди, окружающие персонажа в эпоху его юности. Настоящими зверями в «Сибири» являются вовсе не животные, а ментальные конфликты и внутренние демоны, пугающие режиссёра больше всего на свете, зачастую своей бессознательностью, как и путешествие главного героя.

«Сибирь» попадает под особую категорию фильмов, которые, с одной стороны, зритель захочет посоветовать всем в своём окружении, а с другой – ему толком-то и некому будет рассказать про подобное кино. Абель Феррара снял очень странный, депрессивный, выбивающий из колеи фильм на определённого любителя чего-то подобного. Те, кто будут искать в «Сибири» что-то от стандартного авторского кино – будут разочарованы. Те, кто будут искать в «Сибири» что-то глубокое, метафорическое или же необычное – будут разочарованы. А вот те, кто ничего не будут искать, а просто позволят фильму захватить себя целиком и полностью – останутся под особым впечатлением.

Это можно сравнить с быстрой прогулкой к Дьяволу и обратно – впечатление уж точно не самое приятное, но очень запоминающееся. Настолько, что зрителю захочется убежать подальше от «Сибири», попытавшись спрятаться от боли, вызванной окружающим миром. Вот только как бы хорошо человек не прятался, даже будь он посреди снежной пустыни, есть в этом мире силы, способные настигнуть его где угодно и когда угодно. Даже у чёрта на рогах. Как говорит Феррара между строк в своём фильме, каждому рано или поздно придётся найти свою дорогу к очищению. И видимо, как бы режиссёр не старался, свои поиски он всё ещё продолжает.

 

Оценка: 7 из 10

С 12 ноября на видеосервисе Wink  

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь