«Доктор Борменталь, что мы натворили!» - «Собачье сердце», Пермский театр «У Моста»

Новости

«Доктор Борменталь, что мы натворили!» - «Собачье сердце», Пермский театр «У Моста»

«Доктор Борменталь, что мы натворили!» - «Собачье сердце», Пермский театр «У Моста»

Товарищи граждане, сообщаю вам, что человек по имени Скиданов Василий – настоящая собака! Паршивая собака! Натуральный Шарик! И как это он дошел до такого состояния и превратился в собаку – пёс его знает!«Собачье сердце» в режиссуре Сергея Павловича Федотова и постановке Пермского театра «У Моста» - безупречно. Идеальный Булгаков! Живая книга!

Нельзя не удивляться отсутствию какого-либо жестко закрепленного амплуа у всех артистов Пермского театра «У Моста». Возьмём Василия Скиданова. Его внешность и комический талант как нельзя лучше вписываются в черно-белый трагифарс макдонаховских пьес, и кажется, что роли балбесов сидят на нём как влитые. Но Федотов продолжает расширять диапазон его актёрских возможностей, доверяя самые разноплановые образы. И вот он неузнаваемый выходит на сцену в роли бескомпромиссного Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите», мягкотелого Актера в горьковском «На дне», потрясает звериной жестокостью в спектакле «Зверь». В «Собачьем сердце» Скиданов уже опускается на четыре лапы, простите, конечности, и органично превращается в собаку подобно оборотню. А потом из собаки вновь пытается стать человеком.

После каждого спектакля в Пермском «У Моста» за кулисами обязательно происходит разбор полетов, а вот как раскачивают себя актеры до выхода на сцену – тайна за семью печатями, главное, что у Федотова они всегда выходят на сцену уже «горячими».

Так и в «Собачьем сердце» уже буквально с первых секунд включают эмпатию, когда в густом полумраке на сцене сидит собака-Скиданов и горюет о своей собачьей доле. Этот ласковый, больной, заброшенный пёс, который всё слышит и понимает, как будто он человек, мгновенно находит отклик в зрительском сердце. Через считанные мгновения каждый человек в зале уже тотально вовлечен, готов подвывать несчастной собаке, и горит желанием немедленно бежать и побить бессердечного повара, ошпарившего ему бок.

Разительная метаморфоза происходит с актером во втором действии. Возникает забинтованный некто, вместо лая звучат ругательства. Шарика больше нет, перед нами Шариков - дефективная дегенеративная личность. Актер исключительно правдиво обнажает человеческую душу в собачьем обличье, и скотскую – в человеческом.

Медицинский дуэт в спектакле прекрасен. Илья Бабошин играет барственного профессора Преображенского, а Артем Пицык – доктора Борменталя. Высокомерие на лицах людей, считавших, что совершили рывок в науке, сменяются сначала озабоченностью, потом усталой опустошенностью и отчаянным осознанием совершенной ошибки. Сам профессор, так лихо меняющий человеческие органы на животные, к финалу как будто сдувается, съёживается, теряет апломб и самоуверенность, превращаясь в старичка в халате. Эксперимент пересадки гипофиза трупа и собаки заканчивается фиаско. Филипп Филиппыч – не Бог, а Полиграф Полиграфыч – не только его корявое «творение», но и жесткая пародия на пролетариат, который «старый мир разрушил» и собирается из «никем» стать «всем».

 

В каждом без исключения спектакле Федотову как магу удается раздвигать трехмерное пространство на сцене. В «Собачьем сердце» вновь отшлифованное сценографическое обрамление. На сцене перед зрителями настоящая квартира, на белоснежной скатерти в столовой чинно обедают и наливают водочку из хрустального графина, в операционной кафельные стены заляпаны кровью, в ванной, где Шариков гонялся за котом и сорвал кран, клубы пара, входная дверь постоянно хлопает, и в неё врываются кожаные революционные товарищи во главе с неугомонным Швондером.

Каким-то непостижимым способом, орлиным глазом, глубинным инстинктом Федотов схватывает и переносит на сцену самую суть, самый важный смысл, не упуская ни множества важных деталей, ни второстепенных для сюжета нюансов, оживляя не только героев, не только каждую букву первоисточника, но и буквально каждую точку.

На вопрос при помощи, каких магических методов режиссер Сергей Федотов ровно 35 лет один за другим выпускает свои спектакли, которые идут на нескольких сценах Пермского театра «У Моста», и все собирают полные аншлаги как у себя в Перми, так и на гастролях, он отвечает так.

«Секрет в том, что с помощью тренингов я обучаю актеров работать с энергией, излучать и одновременно получать ее от зрителей. Эти волны энергии создают особую атмосферу театра «У Моста» - своего рода Мост между зрителем и актерами. А главное, у нас работают люди, которые бесконечно любят театр. У нас уникальный театр — театр-Дом. Единственный в мире. Мы много ездим, нигде такого не видели. Более того, это театр-храм, поскольку мы здесь не работаем, а служим».

 

Автор: Наталья Анисимова

 Автор фоторепортажа: Илья Буяновский

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь