Дом там, где всегда ждут. Рецензия на фильм «ОТКУДА ТЫ РОДОМ?»

Новости

Дом там, где всегда ждут. Рецензия на фильм «ОТКУДА ТЫ РОДОМ?»

Дом там, где всегда ждут. Рецензия на фильм «ОТКУДА ТЫ РОДОМ?»

«Откуда ты родом?» – авторский полубиографический фильм от Риза Ахмеда, британского актёра пакистанского происхождения и рэп-музыканта, получившего относительную популярность совсем недавно. Ахмеда можно было заметить как в большом кино, например в «Изгое-один» или же в «Веноме», так и в маленьких авторских лентах вроде «Звука металла» и в «Стрингере». К «Откуда ты родом?» Ахмед сам написал сценарий, а также выступил в качестве продюсера и исполнителя главной роли, в то время как режиссёрское кресло занял Бассам Тарик – дебютант в полнометражном игровом кино, специализирующийся больше на документальном кино. И решение назначить документалиста главным постановщиком картины – самое правильное решение из всех возможных.

Риз Ахмед написал очень личный для себя сценарий. Сюжет рассказывает про нью-йоркского музыканта по имени Зед (Риз Ахмед), чья карьера наконец-то начала идти в гору: он вот-вот отправится в свой первый большой тур. И дабы набраться сил и отдохнуть, Зед первым делом едет в Лондон, чтобы навестить свою пакистанскую семью. Почти сразу же по прибытии у протагониста начинаются проблемы: по наследству Зеду передалось аутоиммунное заболевание, поражающее его нервную систему, из-за чего он начинает видеть галлюцинации и теряет возможность ходить самостоятельно. Всё это ставит под угрозу не только его карьеру, но и нормальные отношения с семьёй. И да, это именно тот материал, для должной реализации которого и нужен был режиссёр-документалист.

Сразу может показаться, что Риз Ахмед написал типичную драму о преодолении своих возможностей, в которой протагонист сталкивается с препятствием на пути к успеху. «Откуда ты родом?» – лишь частично об этом. На самом же деле главным врагом Зеда является вовсе не болезнь, а он сам – внутренние демоны и призраки прошлого, пожирающие его тело в буквальном смысле. Весьма внушительный процент фильма зритель наблюдает за главным героем в пределах больничной палаты и коридоров больницы, покинуть которую центральный персонаж попросту не в силах. Весь свой путь Зед проходит у себя в голове, переживая весьма травматичные ситуации из своего прошлого снова и снова, обретая свободу и дом по ходу истории.

Самое главное, чем можно выделить ленту – это её режиссура. Опять-таки, Бассам Тарик – документалист, следовательно, и подход к визуальному повествованию и работе с кадром у него документальный. Все выступления Зеда на сцене перед внушительной публикой – реальные съёмки с реальных концертом Риза Ахмеда, чьи треки позаимствовал его персонаж. Забавно здесь то, что если зритель заранее не осведомлён о подобном фишке, он и не сможет заметить подвоха. Концерты сняты ярко, динамично и со всей экспрессией: Зед в прямом смысле летает по сцене, возвышаясь над толпой, высказывая свои политические и социальные взгляды на современный мир через музыку. Противовесом всему этому идут бытовые сцены, снятые более приземлённо: съёмка с плеча сменяется статикой и домашним спокойствием.

Всё вышесказанное звучит так, словно Риз Ахмед вместе с режиссёром Бассам Тариком сделал потенциальный хит о самом себе. Увы, но, по совершенно непонятным причинам, именно Риз Ахмед в итоге и оказывается самым слабым звеном ленты. И плох Ахмед вовсе не как сценарист – над проработкой истории, драматургией и конфликтом он действительно постарался. Проблема заключается в актёрской игре Риза Ахмеда, который словно ни разу за все съёмки не включился в процесс. Его Зед – мало эмоциональный и невыразительный герой, раскрывающийся только на сцене, превращаясь в пучащего глаза напуганного ребёнка во время драматических мизансцен. И подобное поведение героя – это не фишка, а именно слабая актёрская игра, поскольку Зед не меняется эмоционально там, где должен был бы по сценарию.

Очень странно, почему Риз Ахмед, в столь личном и важном для самого себя кино, не выкладывается на полную, разнося своей харизмой и актёрским талантом всё и вся. Можно было бы предположить, что у Ахмеда и таланта нет, однако он у него есть и Ахмед умеет им пользоваться. Максимально близкий к «Откуда ты родом?» пример – это «Звук металла» Дариуса Мардера, у которого Ахмед исполнил одну, если не самую, лучшую роль в своей карьере. Забавно здесь ещё и то, что оба фильма рассказывают плюс-минус одну и ту же историю. У Мардеса: барабанщик теряет слух, а у Тарика: репер теряет возможность ходить. Два персонажа Ахмеда борются с недугом на пути к музыкальной вершине, однако лишь один из них чувствуется живым, настоящим человеком, а не картонным драматическим протагонистом.

«Откуда ты родом?» идёт всего 90 минут, которые ощущаются как все 190 – всё из-за отсутствия эмоциональной привязки к главному герою. После просмотра фильма становится понятно, какие внутренние конфликты и внешние проблемы смог преодолеть Риз Ахмед на пути к успеху, да. И про всё это было бы интересно узнать. Однако в голове никак не укладывается тот факт, что при таком раскладе лента Бассам Тарика получилась настолько бездушной и не цепляющей камерной драмой. Картина больше походит на один большой рекламный ролик рэп-альбома Риза Ахмеда, некоторые треки из которого, между прочим, действительно запоминаются. И очень грустно, что «Откуда ты родом?» западает в голову лишь этим, а не своей идей о поисках собственного места в мире, личными мыслями Риза Ахмеда или же социально-политической повесткой.

«She wanna kick me out
But I'm still locked in
What's my fucking name?

Toba Tek Singh»

Оценка: 6 из 10

В прокате с 5 ноября.

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь