К 50-летию легендарного фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»

Новости

К 50-летию легендарного фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»

К 50-летию легендарного фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»

50 лет назад, 11 августа 1973 года, вышел телесериал «Семнадцать мгновений весны». Киношедевр "Семнадцать мгновений весны" — шестой по счету фильм Татьяны Лиозновой. Первый показ собрал 70 миллионов зрителей. Подсчитать же общее количество зрителей любимого фильма за пятьдесят лет вряд ли представляется возможным.

Многосерийный  фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»​ на Первом канале 11 августа в 21.45, 14-17 августа в 22.00, 18 августа в 21.45.

Германия, канун окончания Второй мировой войны. Советский разведчик - полковник Исаев, он же - штандартенфюрер СС Штирлиц, выполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон…

1 серия. Ранняя весна 1945 года. Последняя военная весна. Войска союзников активно наступают по всем фронтам. Некоторые представители вермахта, предвидя скорое поражение, начинают искать пути отступления. Москве становится известно о неких переговорах, которые ведутся за спиной советского командования. Центр поручает Юстасу (штандартенфюреру СС Максу Отто фон Штирлицу, чье настоящее имя — полковник Максим Максимович Исаев — известно только высшим руководителям Советского Союза) выяснить, кто и с какими целями затевает двойную игру…

2 серия. Логика и знания, накопленные за годы разведдеятельности в тылу врага, должны помочь Штирлицу выйти на организатора тайных переговоров с американцами. Штирлиц приходит к выводу, что это должна быть одна из ключевых фигур Третьего рейха. Но кто - Геббельс, Гиммлер, Геринг или Борман!? В поисках ответа Штирлиц припоминает каждую мелочь, известную ему об этих высокопоставленных нацистах.

ВНИМАНИЕ!!! 1 и 2 серии выйдут 11.07

3 серия. Возвратившийся с линии фронта Геринг докладывает фюреру о развале армии и отсутствии в ней дисциплины. Гитлер отказывается слышать правду. Геринга посещает рейсфюрер СС Гиммлер и выражает сомнения в возможности Гитлера дальше быть вождем нации. Геринг предстает перед выбором, чью сторону принять. Тем временем Штирлиц приходит на похороны профессора Карла Плейшнера, который в течение последних лет был его верным соратником и помощником в антифашистской борьбе. Продолжая перебирать факты и детали относительно каждого из четырех возможных кандидатов, Штирлиц предполагает, что к сепаратным переговорам готовится Гиммлер. Он навещает своих радистов Эрвина Кинна и его беременную жену Кэт, жертвуя конфиденциальностью, чтобы поделиться с Эрвином своими опасениями относительно нового задания. Также Штирлиц переживает, что во время родов Кэт может выдать свое происхождение, случайно заговорив по-русски.

4 серия. В дом, в котором проживали связные Штирлица Эрвин и Кэт, попадает бомба. Теперь Штирлицу ничего не известно о судьбе радистов. Он разрабатывает план срыва переговоров, которые ведут представители верхушки рейха и американской внешней разведки. При этом он делает ставку на министра внутренних дел Германии Генриха Гиммлера. Штирлиц решается пойти на прием к рейхсфюреру СС и предъявить ему доказательства готовящегося за спиной Гитлера соглашения. Однако в приемной Штирлица перехватывает его непосредственный руководитель Вальтер Шелленберг, начальник политической разведки службы безопасности НСДАП, который дает ему неожиданное задание. Из разговора с шефом Штирлиц понимает, как он был близок к провалу…

5 серия. Проведение переговоров с американцами, которых представляет резидент Управления стратегических служб США в Европе Аллен Даллес, поручено генералу Вольфу. Подготовительный этап закончен, и стороны приступают к обсуждению деталей. В то же время Штирлиц, разработавший рискованный план по срыву сепаратных переговоров, отправляет Борману письмо, в котором сообщает о предательстве, и просит о личной встрече. Получивший послание от «преданного члена НСДАП» Борман теперь имеет козыри в борьбе против одной из самых одиозных фигур Третьего рейха. Однако ему нужны доказательства. Будучи ловким стратегом закулисных игр, Борман воздерживается от поспешных решений и выжидает. Штирлиц, лишенный связи с Родиной, делает отчаянный шаг. Навестив брата умершего друга-антифашиста Плейшнера, он признается, что долгие годы является советским разведчиком, и просит профессора о помощи.

6 серия. От Рольфа Штирлиц узнает, что Кэт жива и находится в госпитале. Кроме того, Рольф хвастливо демонстрирует Штирлицу найденный передатчик, на ручке которого обнаружены ее отпечатки пальцев. Заручившись поддержкой Шелленберга, Штирлиц тайно вывозит Кэт с ребенком из госпиталя. По дороге он объясняет ей, что единственный способ выжить -  сотрудничество с немецкой разведкой. На фальшивом допросе Штирлиц, перехвативший Кэт у гестапо, добивается от нее согласия работать на СС. Борман, наконец, проявляет заинтересованность в письме Штирлица. Тем временем Центр торопит Юстаса с проведением операции. Во время бомбежки в здании Управления безопасности остается открытой комната связи с высшим руководством рейха. Воспользовавшись случаем, Штирлиц звонит Борману и договаривается о встрече...

7 серия. Штирлиц отвозит Кэт с ребенком в специально оборудованную квартиру, где она должна будет имитировать работу и передавать сообщения в Москву. Надзор за ней осуществляют Барбара Крайн и солдат немецкой армии Гельмут. Штирлиц переправляет Плейшнера в Швейцарию, поручив ему явиться на конспиративную квартиру в Берне и передать шифровку в Центр. Однако «воздух свободы» играет с профессором злую шутку: он не замечает, что явочная квартира, в которую он приходит, «провалена». Плейшнер забывает условия игры, которым обязательно должен следовать профессиональный разведчик. Гестапо начинает слежку за профессором. Шифровку, составленную для Центра, переправляют в Берлин. Тем временем шеф гестапо Генрих Мюллер с подозрением относится к операции по вербовке «русской пианистки». Он смутно подозревает в чем-то Штирлица. Сотрудники гестапо устанавливают, что отпечатки пальцев на чемодане Кэт и на одном из телефонов правительственной связи идентичны. Мюллер решает негласно проверить «пальчики» всех сотрудников Управления.

Премьера

Документальный фильм

 «Штирлиц навсегда. Рождение легенды»

На Первом канале 11 августа в 19.50 и  13 августа в 10.15, 14 августа в 19.55, 20 августа в 16.55

50 лет назад, в августе 1973 года на экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», который стал не просто культовым, но и величайшим в истории отечественного кино. По разным оценкам, в дни премьеры фильм посмотрело около 70 миллионов человек, и через три месяца – чего раньше никогда не было – состоялся его повторный показ. 

В 12 сериях сошлись талант и новый взгляд на известные исторические события и персонажи режиссера Татьяны Лиозновой, автора сценария Юлиана Семенова и блистательного созвездия советских актеров. И все это откликнулось в сердцах поколения, участвовавшего в войне и помнившего эту войну очень хорошо. А спустя десятилетия – в их внуках и правнуках, которые сегодня смотрят «Семнадцать мгновений войны».

Спустя много лет после премьеры народный артист СССР Олег Табаков, сыгравший в фильме, говорил: «Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из уст немцев было высказано уважение к маленькой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками. Она увидела и отразила на экране сильных, умных завоевателей, замахнувшихся покорить весь мир». 

Но не менее сильными и умными были те, кто не позволил завоевателям осуществить свои планы. Именно за поединком, на кону которого была судьба мира, с таким интересом следили зрители, дожидаясь каждой новой серии в далеком августе 1973 года. В фильме, который стал художественным феноменом, непревзойденным и по сей день.     

История создания фильма. Начиная со сценария, который сначала был отдан на «Ленфильм», где автору Юлиану Семенову предложили совместное производство с ГДР, но он отказался. О конфликте режиссера Татьяны Лиозновой с Юлианом Семеновым. О сложной и долгой истории записи песен Иосифом Кобзоном. О смерти во время съёмок актера Лаврентия Масохи, который сыграл адъютанта Мюллера. О споре Броневого с консультантом фильма  - сотрудником КГБ. Об истории, рассказанной Вячеславом Тихоновым Лиозновой, которую он услышал от своего друга - разведчика-нелегала Конона Молодого. Именно она стала знаменитой сценой встречи Штирлица с женой.  О том, почему Лев Дуров не смог поехать на съёмки в Берлин. О невероятной судьбе консультанта фильма, бывшего эсесовца Хайнца Брауна. О встрече Юлиана Семенова с реальным немецким генералом Карлом Вольфом, которого сыграл Василий Лановой, и о многом другом.          

В фильме участвуют:

Анна Тихонова (дочь Вячеслава Тихонова), 

Ольга Семёнова (дочь Юлиана Семёнова), её сын Юлиан, 

Вера Таривердиева (вдова Микаэла Таривердиева), 

Народный артист России, профессор ВГИКа, кинооператор Игорь Клебанов (сын редактора фильма Семена Клебанова),

В фильм также войдут архивные интервью Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого, Олега Табакова, Льва Дурова. 

Режиссёр - Андрей Сапронов.

Продюсер - Илья Кривицкий.

Производство – «Красный квадрат», 2023 год.

Документальный фильм

 «Татьяна Лиознова. Мгновения»

На Первом канале 13 августа в 12.15

О своем наставнике и учителе, выдающемся кинорежиссере Татьяне Михайловне Лиозновой в авторском документальном фильме рассказывает российский режиссер Андрей Эшпай.   «Последние годы жизни, когда она не снимала и была дома, рядом с ней  всегда была Людмила Васильевна Лисина - ее приемная дочь. Мы же ученики и друзья, конечно, навещали ее, но, кажется, что приходить нужно было чаще…»

Герои фильма – коллеги и друзья  – делятся воспоминаниями о Лиозновой, анализируют ее фильмы, вспоминают истории со съемочных площадок легендарных лент: «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» и других. 

«Семнадцать мгновений весны» - шестой по счету фильм Татьяны Лиозновой, ее киношедевр. Первый показ прошел в 1973 году, собрав около 70-ти миллионов зрителей. Подсчитать же общее количество зрителей за десятки лет вряд ли представляется возможным.

Николай Лебедев, кинорежиссер: «Это величайшая фреска. Я думаю, что она пыталась понять своих героев и полюбить. Это чувствуется, как ни странно, в «Семнадцати мгновениях весны», потому что там мерзавец на мерзавце, но каждый из них, в нашем ощущении… все эти шеленберги, мюллеры и так далее, каждый из них - личность, персонаж гораздо более интересный, чем они описываются в истории. Она по-настоящему интересовалась людьми».

Сама Татьяна Михайловна вспоминает: «Взялась только потому, что за каждой строчкой этой повести, где ничего не было, прочерки, прочерки, одна главка, вторая, что такое это? Это кровавые дни войны. Это дни, когда мы теряли своих близких, родных, земли, заводы. А за нашей спиной в это время американцы уже вели свой вальс с немцами. Вот этого я никак не могла упустить. И из-за этого начала делать картину».

Людмила Лисина, приемная дочь Татьяны Лиозновой: «Мне кажется,  что ее счастье было в том, что она внесла свой вклад в то, чтобы этот мир был хоть немножко лучше».

Максим Дунаевский, композитор: «Однажды придя в павильон на съемку «Карнавала», я увидел прохаживающегося в отдалении Георгия Мовсесяна, композитора, значит, в моей голове проносится, что это он здесь делает? Подхожу к нему, спрашиваю, Жора, привет, а что, что, что тут происходит. - Да, вот, Татьяна Михайловна меня пригласила посмотреть, как тут идут дела, какая у вас песенка получается. Представляете, как она все мои амбиции собрала в кулак сразу, немедленно создав конкуренцию».

Людмила Лисина: «Мне кажется, она была счастливым человеком потому,  что она всегда была Лиозновой. Она пронесла себя, она и не отрекалась ни от своих идеалов, ни от своей линии поведения, ни от своего места в этой жизни, которое она, девчонка из коммуналки, завоевала кровью и потом».

Наряду с воспоминаниями друзей в этом фильме прозвучит монолог и самой Татьяны Лиозновой, записанный в 2004 году. Это одно из последних ее интервью.

Автор и режиссер - Андрей А. Эшпай.

Производство - кинокомпания «Демарш»

В фильме принимали участие:

Андрей Андреевич Эшпай, режиссер,

Светлана Светличная, актриса,

Николай Сергеевич Лебедев, актер,

Андрей Эшпай, композитор, народный артист России,

Максим Дунаевский, композитор, народный артист России,

Вячеслав Шмыров, кинокритик,

Леонард Бухов, звукорежиссер, 

Яков Каллер, продюсер,

Николай Лебедев – кинорежиссер. 

«Вечер музыки Микаэла Таривердиева»

13 августа в 14.35  на Первом канале

Ведущие концерта - Алена Бабенко и Максим Матвеев. В большом концерте памяти Микаэла Таривердиева принимали участие Иосиф Кобзон, Валерия, Алена Свиридова, Елена Ваенга, Александр Буйнов, Александр Розенбаум, Леонид Агутин, Сергей Никитин, Анни Лорак, группа «Город 312».

Документальный фильм

 «Крым Юлиана Семенова»

На Первом канале 13 августа в 13.20

Юлиан Семенов, создатель легендарного Штирлица, фигура неоднозначная.  Даже сейчас некоторые критики считают Юлиана Семеновича автором «низкого жанра», а интеллектуалы позиционируют как «певца режима» и агента спецслужб. Виной тому полный противоречий взгляд поколения шестидесятников на советскую и российскую историю ХХ века. Но как ни оценивай Семенова, ему не отказать в одном: он создал героя Отто фон Штирлица, который вошел в русскоязычную культуру как самостоятельный образ и останется в ней надолго.

О влиянии Семенова на тех, с кем ему случилось пересечься по жизни и тех, с кем он никогда не был знаком, но кто вырос на его книгах, рассказывают в фильме люди разных профессий и поколений. Это и члены семьи писателя  – дочь Ольга, шурин Никита Михалков, шурин Егор Кончаловский, и люди, работавшие с Юлианом Семеновым – Евгений Додолев, Михаил Любимов. На всю жизнь запомнились встречи с Семеновым и Константину Эрнсту. Оценивают вклад Семенова в отечественную культуру директор СВР Сергей Нарышкин, культуролог Кирилл Разлогов и телеведущий Артем Шейнин, который вырос на книгах Семенова.

В фильме также использованы уникальные архивные кадры с героем повествования, эксклюзивные видеоматериалы.

Премьера

К 50-летию фильма «Семнадцать мгновений весны»

(Абракадабра)

На Первом канале 13 августа в 15.55

"Семнадцать мгновений весны"

СССР, 1973, 12X69, 828 мин., цв.

Режиссер: Татьяна Лиознова

Сценарий: Юлиан Семёнов

В ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Екатерина Градова, Ростислав Плятт, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Отто Мелис, Леонид Куравлёв, Константин Желдин, Михаил Жарковский и другие

Оператор: Петр Катаев

Композитор: Микаэл Таривердиев

Производство Киностудия имени М. Горького

Детектив, военный фильм, драма, приключенческий фильм, исторический фильм

12-серийный художественный телефильм Татьяны Лиозновой, снятый по одноимённому роману Юлиана Семёнова.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь