МГАСО в Концертном зале имени П. И. Чайковского - Шедевры романтизма

Новости

МГАСО в Концертном зале имени П. И. Чайковского - Шедевры романтизма

МГАСО  в Концертном зале имени П. И. Чайковского - Шедевры романтизма

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа – одно из наиболее часто исполняемых произведений мировой пианистической литературы. «Я придаю фортепиано очень большое значение. Оно занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено. Этим значением и популярностью оно обязано исключительно своей гармонической полноте, а вследствие этого и способности охватывать и концентрировать все музыкальное искусство», - так писал когда-то Лист.

Романтический герой  -  каким его видели композиторы романтического века? Может быть, это одиночка, который не может выбрать между чувственной и возвышенной любовью и не находит себе места среди обывателей? Может, он насмешник и проказник, способный одурачить любого -  от ремесленника до профессора? Или вечный Дон Жуан, играющий любовью, но неспособный найти свой идеал? Или артист-виртуоз с демонической харизмой, который своей игрой заставляет женщин лишаться чувств?

Разные лики романтизма представили в своей программе Московский государственный академический симфонический оркестр и дирижер Димитрис Ботинис. Симфонические шедевры Вагнера, Листа и Рихарда Штрауса во всем блеске раскрыли звучание большого симфонического оркестра, удивив  разнообразием красок и музыкальных эффектов. В таком оркестре практически каждый инструмент становится ярким романтическим персонажем. Сольную партию в знаменитом Первом фортепианном концерте Ференца Листа исполнил победитель I Международного конкурса имени С.В. Рахманинова воспитанник Московской консерватории Александр Ключко.

Композитор вынашивал замысел Концерта в течение 19 лет. Форма концерта не традиционна: он состоит из одной части и четырех разделов, исполняющихся без перерыва.

Увертюра к опере Рихарда Вагнера  «Тангейзер» – одно из наиболее масштабных произведений эпохи романтизма. В либретто Вагнер соединил три различные рыцарские легенды, нарушив историческое правдоподобие, но  создав сильную драматургическую линию. Средневековая рыцарская сага нашла новое воплощение в опере Вагнера и стала основой для грандиозной любовной драмы. Премьера состоялась в 1845 г. в Дрезденской королевской опере. Несмотря на то, что опера пользовалась большим успехом, Вагнер дважды перерабатывал финал. Увертюра к «Тангейзеру» – не просто вступление к опере, а симфоническая поэма, которая обрела самостоятельную жизнь на концертной сцене.  Увертюра стала источником вдохновения для многих творцов последующих столетий не только в музыке, но и в кинематографе – ее отзвуки можно услышать в фильмах  Ридли Скотта и Андрея Тарковского.

Также в концертной  программе прозвучали две самые известные симфонические поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель». Жанр поэмы занимает огромное место в творчестве Рихарда Штрауса.

«Рихард Штраус относился к тем композиторам, которые совершенно не стеснялись демонстрировать свое виртуозное оркестровое письмо.  Пример такой виртуозности  – симфоническая поэма «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля». Мне посчастливилось немало работать над этим произведением с разными коллективами – российскими и европейскими. Успешным может быть то исполнение, которое излучает ту же энергию, тот же задор и   хулиганство, которое заложено в самом герое, Тиле Уленшпигеле. Уверен, что у нас с МГАСО  это очень хорошо получится», - сказал журналистам перед концертом дирижер Димитрис Ботинис.

На исходе осени, когда землю сковывает первый снег, и  солнце редко появляется меж грузных туч, музыка романтизма воодушевляет и приносит радость жизни. Что и прочувствовали на себе зрители и слушатели заполненного зала Чайковского в последних числах ноября.

Наталья Логинова.

Фото - Коляго Ольга

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь