Премьера спектакля «Генерал и его семья» в Театре Вахтангова: «Любовь, побеждающая все исторические обстоятельства»

Новости

Премьера спектакля «Генерал и его семья» в Театре Вахтангова: «Любовь, побеждающая все исторические обстоятельства»

Премьера спектакля «Генерал и его семья» в Театре Вахтангова: «Любовь, побеждающая все исторические обстоятельства»

Очередная премьера лучшего театра страны накануне новогодних праздников – это «Генерал и его семья» по историческому  роману российского писателя Тимура Кибирова (лауреат литературной премии «Большая книга» 2020) на Новой сцене Вахтанговского.

«Есть группа современных авторов – в их числе Тимур Кибиров – которая в своем творчестве находится в очень плотных связях с социумом. Вся их поэтическая судьба состоит из отношений с эпохой, страной, все их творчество построено на плотном диалоге с историей – недавней и современной. И все же, при всей притягательности глобальных тем, в центре нашего спектакля – история любви, которая в романе «Генерал и его семья» побеждает все исторические обстоятельства», - так говорила о работе над постановкой режиссер спектакля Светлана Землякова.

Семейная сага, события которой разворачиваются в позднем СССР,  по-вахтанговски это: нравы советской армии 1970-х годов, конфликт поколений, советская система распределения дефицитных импортных вещей через «Военторг», влюбленности солдатика и дочери генерала, «кухонные» разговоры о литературе,  проблема эмиграции, поиск предназначения и познания себя.   Все эти темы поданы с иронией и многочисленными цитатами, в том числе - Ахматовой. В главной роли – один из ведущих актеров театра Максим Севриновский, которому рукоплескал заполненный зал несколько минут. Впрочем, как и всей труппе (одних букетов было несколько десятков) постановки «Генерал и его семья».

Военный гарнизон в маленьком сибирском городке, огромный в металлической сетке вентилятор («источник» зимней стужи с воем ветра, и аэродрома), генеральская шинель добротного сукна с крупно-звездными погонами, папаха из каракуля, тулупы солдат,  офицерская форма и кресла, какие  и сейчас встретишь в российских аэропортах, установленные в три ряда (по ходу спектакля «разблюдовка»  кресел меняется неоднократно) – в таком антураже (художник Максим Обрезков, он же сценограф) и происходит действо о всех нас, которые «родом из  СССР».

Помимо споров  о литературе - непринужденных интеллектуальных бесед в повседневных житейских и армейских ситуациях, поражающим режиссерским приемом стало оживление Анны Ахматовой и ее активное участие в жизни семьи генерала.

Генеральская дочка Анечка (изумительная роль Полины Рафеевой), вернувшаяся к отцу из Москвы глубоко беременной и без мужа, и стала тем триггером, который дал «жизнь» всему дальнейшему, что происходило на сцене. Вахтанговцы разыгрывают историю о том времени, где человеческий фактор был еще личностным индивидом, а не оцифрованным «гражданином»; где не было социальной агрессии; где конфликт поколений протекал без стрельбы; где теплоту и доброту отношений  не заменяли соцсети и лайки.

Двадцать голосов, где один актер отвечает сразу за несколько персонажей (Чуровская, Галочкин, Кравченко, Юдин) «соединяют» на Новой сцене иногда несоединимое:  ссору сурового генерала с дочкой-кровинушкой или сыном-недорослем (Семен Арзуманов), библиотекаршу Машу (Полина Бондарь) неуклюже флиртующую  с рядовым Левой Блюменбаумом (Эюб Фараджев), все того же солдата-срочника,  который  плывет на острова с новой возлюбленной Анечкой, недавно родившегося  мальчика Сашку (Данила Гнидо), который «путается в показаниях», рассказывая сказку о  потерявшихся в любви взрослых. Ну и как апофеоз – «ожившая» Анна Ахматова (Лада Чуровская), стихами которой бредит генеральская дочь. А ведь есть еще и Лариса Сергеевна (Ольга Боровская), которая невероятно готовит (не только мужу), но и соседу-генералу, с которым так «неловко»  изменяет своему супругу.

Все это причудливым образом уживается и на сцене, и в спектакле и душах и сердцах зрителей – именно в этом особая ценность премьеры в Вахтанговском. Молодые (заняты только они), актеры самозабвенно, легко, азартно, на одном дыхании «презентуют» зрителю «срез» той эпохи и той жизни. Добавляет душевности спекталю и живая музыка – в исполнении артистов звучат совсем  не хиты советской эстрады,  а что-то латиноамериканское и электронное.Второй акт постановки – это любовь генерала Бочажка (такая красивая фамилия у главы семьи) с Травиатой Захаровной, которая, к сожалению довольно трагична. Зато Мария Волкова (исполнившая роль рано ушедшей жены генерала)  на все сто раскрыла свой  драматический талант, вызвав слезу, даже у такого прожженного циника, как автор этой рецензии. Как впрочем (про слезу), и на финальной сцене прощания генерала с дочерью, эмигрирующей  в Израиль.

Молодые артисты-вахтанговцы  «вернули» зрителя в эпоху 70-х прошлого столетия. А для более юных любителей Мельпомены – рассказали и показали, как жили и любили с СССР.

 

Сабадаш Владимир.

Фотограф Парамонова Вера

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь