Сергей Безруков в фильме Игоря Угольникова «Учёности плоды»

Новости

Сергей Безруков в фильме Игоря Угольникова «Учёности плоды»

Сергей Безруков в фильме Игоря Угольникова «Учёности плоды»

 1944 год. Михайловское. Пушкинские горы. Место, где великий русский поэт создал произведения, восхищающие весь мир уже два столетия, и которое оккупировали немцы в самом начале войны. Из Германии в Пушкинское село приезжает фрау Мария Шиллер – профессор литературы, специалист по творчеству Александра Сергеевича. Она возглавляет музей и проводит экскурсии для солдат вермахта и местных крестьян, рассказывая им о Пушкине и вызывая явное неодобрение немецкого командования. Тем временем фронт приближается всё ближе, и вскоре из Берлина приходит приказ – вывезти из Михайловского все исторические ценности. Этого никак не могут допустить ни партизаны, ни местный умелец Сергей Трофимов (Сергей Безруков), которого связывают с Марией губительные для обоих отношения. Сергей решает любой ценой спасти достояние своей страны. Пушкинское наследие должно остаться в России, даже если ради этого придется пожертвовать жизнью…

 

«Учёности плоды» на Первом канале 25 февраля в 20.00 и 21.35

Россия, 2021, 167 мин., цв.

Режиссер: Игорь Угольников

Сценарий: Евгений Айзикович, Игорь Угольников, Наталья Назарова

В ролях: Сергей Безруков, Настасья Кербенген, Фёдор Бондарчук, Игорь Угольников, Анастасия Мельникова, Микаэль Эпп, Анастасия Буткова, Андрей Горбачев, Андрей Некрасов, Константин Фисенко, Алексей Нестеров, Игорь Савочкин, Дмитрий Соломыкин и другие

Оператор: Андрей Гуркин

Композитор: Сергей Шустицкий

Производство Студия «Корнер Ворк», Киностудия «Ленфильм», Студия «ВоенФильм» при поддержке Министерства культуры РФ

Драма, военный фильм, исторический фильм

Фильм основан на реальных событиях

«Учёности плоды» - художественный фильм о малоизвестных событиях Великой Отечественной войны, происходивших во время немецкой оккупации Пушкинских гор и села Михайловское. В 1944 году в оккупированном селе Михайловское действительно была немка Фрау Шиллер, профессор литературы, специалист по творчеству Пушкина. Она активно вмешивалась в работу музея, проводила экскурсии для немцев и для местных жителей, стараясь сделать все, чтобы сохранить наследие великого русского поэта. При том, что нацисты считали русских недочеловеками, у которых не может быть великих поэтов, тем более с африканскими корнями.

Оккупированная Псковщина была партизанским краем. И после партизанских диверсий немцы в ответ брали заложников из числа жителей и казнили их. Как бороться с врагом, понимая, что в итоге могут пострадать твои родственники, близкие, просто невинные люди – это одна из важных тем фильма.

Однако и коллаборационизм там тоже был. Один из персонажей «Учёности плоды» - Юпатов – это реально существовавший полицай, который за свои зверства был повешен, когда наши войска вернулись в Пушкиногорье. И его преступления кажутся еще ужаснее от того, что ты понимаешь: а ведь этот Юпатов рос рядом со своими жертвами, ходил вместе с ними в школу, сидел за одной партой... Но, были и те, кто вынужденно шел на сотрудничество с немцами, не имея никакой другой возможности сохранить себя, свою семью. И можно ли ставить на одну доску такого вот Юпатова и того же бывшего директора музея Антипова, прототипа которого, Кузьму Афанасьева, до сих пор не принято вспоминать в День памяти сотрудников Пушкинского заповедника. Ведь стремясь защитить от уничтожения пушкинское наследие, «своего Пушкина», любимые Михайловские рощи, он шел на любые соглашения с немцами.

Впервые в отечественном и мировом кино на экране будут люди в форме ведомства Розенберга.  Художник по костюмам Сергей Стручев и художник-постановщик Екатерина Кожевникова сделали все возможное, и даже невозможное. Мельчайшие детали костюмов, формы, интерьеров соответствуют времени оккупации. Для этого были подняты тысячи архивных фото, прочитаны десятки книг и статей. 

Сценарий фильма был написан Игорем Угольниковым в соавторстве с Евгением Айзиковичем и Натальей Назаровой. У фильма было несколько исторических консультантов – сотрудники музея Пушкина, архивисты, в том числе историк и филолог Дарья Тимошенко, которая предоставила в распоряжение съемочной группы ранее не публиковавшиеся архивные материалы и фотографии, ставшие основой при написании сценария и проработке некоторых персонажей.

«Впервые об этой истории я узнал, снимая наш «Женский батальон» на псковщине. Декорации были построены недалеко от Пушкинских гор.  Мы заходили к Пушкину, в легендарное Михайловское. Гуляли там, говорили со старыми экскурсоводами и подпитывались энергией пушкинских мест. Однажды, пожилая женщина-экскурсовод спросила – знаете ли вы, что было в этих местах во время оккупации? Я, со знанием дела, заявил, что фашисты сожгли дом-музей и уничтожили большинство из вещей поэта. Все было не совсем так – ответила она…»

Память земли

Съемки фильма проходили в музее-заповеднике, именно в тех самых пушкинских местах, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин, где все напоминает о великом русском поэте, пропитано его поэзией и кажется, что и сам поэт был только, что где-то здесь, еще немного и мы сможем увидеть его самого, уловить звук его шагов.

Снимался фильм в тех самых местах, в селе Михайловское, посёлке Пушкинские Горы, на территории музея-заповедника А.С. Пушкина, Святогорском монастыре, у могилы поэта. Локации для съемок выбирали так, чтобы природа, река, все окружающее пространство было именно «пушкинским», напоминало о великом русском поэте.

«Мы стараемся каждую картину снимать максимально достоверно. «Память земли» помогает актерам играть особенно проникновенно и правдиво, кажется, что именно они и есть участники тех событий. Так, фильм «Брестская крепость» снимался в Беларуси в самой Брестской крепости, фильм «Подольские курсанты» именно там, где удерживали свой рубеж курсанты Подольских училищ в октябре 1941 года. Не стал исключением и этот мой новый проект – фильм «Учёности плоды». Максимальная достоверность и эмоциональность – ключевые факторы, которые определяют наш подход к созданию картины» - Игорь Угольников 

Музыка

Музыка записана с участием Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России Сергея Скрипки. Композитор фильма – музыкант, композитор, заслуженный артист РФ Сергей Шустицкий.

«Музыка очень важная составляющая эмоционального восприятия картины. Сергей проделал колоссальную работу, создав огромное, почти двухчасовое музыкальное произведение, практически оперу, лейтмотивом которого стала музыка Чайковского и Ницше» - Игорь Угольников.

«Кино непростое. Это война с одной стороны. С другой стороны - это человеческие отношения, которые не зависят ни от каких обстоятельств. У нас герои это и наши, и немцы. И среди немцев были люди. И среди наших были подонки. И так было всегда. И так всегда и будет. Мир не чёрно-белый, поэтому хотелось передать то, что происходит у наших героев внутри. Не политические, военные, так сказать обстоятельства внешние, а то, чем они руководствуются в своих поступках, что подсказывает им сердце, их душа, а она есть у всех, даже у подонков» - Сергей Шустицкий.

Герои фильма – это характеры самого Александра Сергеевича Пушкина 

«Произведения Пушкина, его образ – это важнейшая часть нашей культуры. Очень важно, чтобы к Пушкину не относились, как к отстраненному классику старых времен. Я хотел показать, что для нас, для нашего народа Пушкин был и остается символом языка, культуры, причастности к своей стране. За Пушкина сражаются и погибают. В нем, в его стихах находят поддержку, опору, силы для творчества, жизнеутверждающую энергию русского духа» - Игорь Угольников.

В картине Пушкин живет в трех ипостасях: незримый свидетель, наблюдающий за событиями в своем любимом месте, великий русский поэт, перед которым преклоняются даже враги и символ борьбы, символ того, что нельзя отнять у нашего народа. 

«Я думаю, что, посмотрев наш фильм, многие люди - не только русские - захотят почитать Пушкина: а что же в нем такого удивительного, что заставляет русских гордиться своим гением?» - Игорь Угольников.

В съемках принимали участие известные российские и немецкие актеры: Сергей Безруков, Настасья Кербенген, Федор Бондарчук, Игорь Угольников, Анастасия Мельникова, Микаэль Эпп и другие. 

«Команда, действительно, звездная. И каждый из звезд сыграл абсолютно новую несвойственную для себя роль. Могу сказать, что таких Сергея Безрукова, Федора Бондарчука, Анастасии Мельниковой, да и Игоря Угольникова вы еще не видели» - Игорь Угольников.

Фильмов о Великой Отечественной войне снималось и снимается много, но есть те, которые не выходят из памяти и которые хочется смотреть ещё и ещё – это те ленты, в которых чувствуется отношение авторов, в которых актёры настолько проникновенны и правдивы, что кажется, что именно они и есть участники тех событий. Этим руководствовались создатели при работе над фильмом «Учёности плоды», идя вослед за такими фильмами, как «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Проверка на дорогах» Алексея Германа-старшего.

«От наших актёров требовалась максимальная проникновенность, почти животная органика, которая позволит выстроить сюжетное развитие персонажа; от брезгливого высокомерия к истинному состраданию и страсти Героини - Фрау Шиллер, и от хамоватой простоты до высочайшего духовного и интеллектуального подъёма Героя - Сергея, которого сыграл замечательный Сергей Безруков. Роль писалась на него. Также, как пять лет назад я писал роль для Маши Ароновой – Марии Бочкарёвой в «Женском Батальоне» - Игорь Угольников.

Сергей Безруков в фильме сыграл некое перерождение Пушкина.  Его персонаж – Сергей Трофимов, человек уникальных способностей, местный умелец, талантливейший самоучка, который с трудом читает, но знает наизусть «Евгения Онегина», услышав постановку по радио. Трофимов в состоянии на слух настроить и починить музыкальный инструмент и электрическую проводку в музее. Но не это важно в этом герое. Важно, какую трансформацию он пройдёт от начала фильма до финала.

Создатели картины долго искали актрису на роль Марии Шиллер. Кастинг проводился среди немецких и российских актрис. Искали особенную стать, искали актрису, которая может так молчать в кадре, что за ней интересно наблюдать и сопереживать, хотели, чтобы в героине чувствовалась тайна, которую зритель будет пытаться разгадать. По мнению режиссера Игоря Угольникова такую актрису найти удалось – это Настасья Кербенген, актриса с бельгийскими корнями, берлинским немецким и русской театральной школой.

«Мое главное открытие на этой картине – исполнительница роли Фрау Шиллер – российская актриса Настасья Кербенген. Я понимаю, что чувствовал шведский продюсер Мориц Стиллер, когда «открыл» Грету Гарбо и дал ей первую роль. Я ощущаю нечто похожее, правда. Настасья, обладая удивительной харизмой, изящным немецким, и крепкой актёрской школой моего родного ГИТИСа, смогла создать сложнейший образ. Она так молчит в кадре, что мы можем прочитать её мысли. Я благодарю моего покойного друга – её мастера Валерия Беляковича - за то, что он выпестовал для нас такую актрису» - Игорь Угольников.

Герои фильма – это характеры самого Александра Сергеевича Пушкина, воспетые им в его произведениях – герои страстные, непокорные, противоречивые, масштабные в своих поступках и терзаниях.

«Необходимо создать условия, при которых зритель поверит во что угодно» - считает режиссер Игорь Угольников - «главное, в чём он должен быть уверен – это мотивация поступка персонажа в момент его наивысшего эмоционального проявления. Если Фрау Шиллер отдаётся чувству, подобно героине «Евгения Онегина», значит, мне надо привести её к этому, наполнив поэзией, величественной красотой этих мест. Она же за этим приехала. Она это и получила. В Россию надо приходить с жаждой любви, а не с пистолетом».

Важная роль в фильме отводится и героям второго плана, среди которых несколько иностранных актеров.

«Я уже работал с зарубежной (польской) съемочной группой на моём дебютном фильме «Казус Белли», но сейчас, на проекте «Учености» работа европейских немецких актеров вновь удивила меня. И не только точностью рисунка роли, но и глубиной подхода. Странно, но мне кажется, что слова «система Станиславского» для зарубежных актеров значит не менее, чем для отечественных.

Откровением для меня стали питерские актёры Андрей Горбачёв, Андрей Некрасов. С первой большой ролью можно поздравить совсем ещё юную Настю Буткову» - Игорь Угольников

Игорь Угольников исполняет в фильме роль смотрителя - директора музея Кузьму Афанасьева (в фильме Антипов) - писателя, мечтателя и очень-очень несчастного, загнанного в угол, человека. Он все время стоит перед выбором и понимает, что какое-бы он не принял решение, какую-бы сторону не выбрал в конфликте – все ведет к краху, к гибели.  Одни понимают, что есть долг, другие – приходят к осознанию своей цели и только Антипов мечется в адском круговороте любви к Пушкину, к своей работе, к жене. Он борется за «своего Пушкина», за музей и за любимые пушкинские места, идет на любые соглашения с немцами, на предательство, стремясь защитить пушкинское наследие от уничтожения. Война сминает этого «маленького человека» и все же он успевает совершить свой личный подвиг.

«Понимание своего долга, ответственность перед своей душой и честью, и в то же время ответственность перед близкими — эта тема очень важна для нас. Наши герои мучительно принимают решение – в этом и есть основа сюжета.» - Игорь Угольников.

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь