«Сны господина де Мольера…» в «Ленкоме»: «Возможен ли баланс между свободой творчества и диктатурой власти?»

Новости

«Сны господина де Мольера…» в «Ленкоме»: «Возможен ли баланс между свободой творчества и диктатурой власти?»

«Сны господина де Мольера…» в «Ленкоме»: «Возможен ли баланс между свободой творчества и диктатурой власти?»

Сон - одна из самых таинственных и чарующих субстанций, которые невозможно заранее предсказать и спрогнозировать. И сколько бы ни существовало учений, теорий, интерпретаций и трактовок этого загадочного явления, сны так и останутся иллюзорным воплощением наших мыслей, забот, желаний и надежд, иногда - в абсолютно вещественной, а порой - совсем в непредсказуемой форме. Во сне, как известно, возможно Всё: нет обязательств, норм, правил и стереотипов, и всегда царит свобода! Неслучайно говорят: «Сон -это небывалые комбинации бывалых обстоятельств» и именно «во сне мы позволяем нашим мыслям делать то, что им хочется».

В сентябре на легендарной сцене Московского театра «Ленком» состоялась премьера спектакля  «Сны господина де Мольера…», поставленного режиссером Павлом Сафоновым по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош».

Спектакль отражает вечные проблемы противостояния власти и культуры, творчества и диктатуры, веры и подлости, гармонии и смятения.

Напомним, что пьеса Булгакова «Кабала святош» была написана в 1929 году и почти сразу запрещена строгой цензурой. Но после разговора автора со Сталиным, судьба произведения решилась благосклонно и его таки поставили в лучах Мельпомены, скорректировав наиболее острые моменты и особенно двойственные реплики.

Для Павла Сафронова, в творческом багаже которого множество поставленных спектаклей в разных театрах, «Сны» – дебют на сцене «Ленкома».

Режиссёр привлёк к работе над постановкой команду, с которой ранее работал: художника-постановщика Мариуса Яцовскиса, композитора Фауста Латенаса, художника по костюмам Евгению Панфилову.

Как говорит режиссёр: «Мы назвали наш спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош» – «Сны господина де Мольера...». Сны, потому что наша действительность иногда и впрямь, как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись, чтобы увидели, что нельзя убивать за веру, что нельзя предавать. С другой стороны, сны – это и мечты, и надежды наши, самые заветные, любовь, которая не от ума, а от сердца. И в этой любви всё сходится и становится целым, настоящим».

Искусство, в целом, а театр, в частности, субстанция живая и гибкая. В хороших спектаклях, как правило, нет чётких «да» и однозначных «нет», а каждый зритель воспринимает происходящее на сцене сквозь призму личного восприятия и своей индивидуальности.

В действие спектакля «Сны господина де Мольера…» публика погружается с самых первых минут, динамика и эмоциональность не отпускают на протяжении всего спектакля, а после его завершения хочется думать, размышлять, переосмысливать, открывая новые грани и тонко завуалированные детали.

В главных ролях задействованы прекрасные актёры: в роли Мольера предстаёт пронзительный и харизматичный Игорь Миркурбанов, в образе Короля Людовика – интеллигентный, аристократичный Народный артист России Евгений Герасимов.

Многогранная Заслуженная артистка России Анна Большова воплощает на сцене трагичный образ Мадлены Бежар, трепетной и сильной, потерянной и сомневающейся. В колоритном герое Жан-Жаке Бутоне зрители узнают Народного артиста России, актера театра и кино, преподавателя Института Современного Искусства Ивана Агапова. Расчётливого, мстительного архиепископа играет Дмитрий Гизбрехт, раскаявшегося предателя Муаррона воплощает Станислав Тикунов.

В спектакле задействованы: Александра Волкова, Дмитрий Грошев,  Павел Капитонов, Сергей Пиотровский, Алексей Скуратов, Екатерина Мигицко, Александра Сальник, Никита Овсянников и дргуие.

Каждый герой вносит свою лепту в развитие действия, на сцене взаимодействует прекрасный ансамбль, а не разрозненный набор известных актёров.

В спектакле  прослеживается хрупкая граница между сознательным и бессознательным, здравомыслящим и безумным. И как же порой сложно отличить одно от другого!

Рефреном на протяжении всего действия в тех или иных сценах задействованы театральные маски, символизирующие человеческое общество. Все мы в тех или иных обстоятельствах надеваем мифические маски, очень часто забывая или предавая собственные черты.

Сценография и костюмы выполнены в монохромных чёрно-белых тонах. При появлении Короля Людовика, имевшего прозвище Король-Солнце, параллельно с ним на сцену выкатывается щит,с помощью виртуозной техники художника по свету, словно светило, озаряющий публику в зале. Мантия Короля тоже блестит, подобно солнцу, свет которого может как согреть, так и навеки ослепить.

Людовик в исполнении Герасимова спокоен и сдержан в любых обстоятельствах, даже тогда, когда ситуация идёт не так, как он предполагал. Король-Солнце вершит судьбы, казнит и милует, всегда сохраняя трезвый ум и прагматичность, как и положено монарху.

Мольер же, в воплощении Миркурбанова, напротив, на протяжении всего спектакля не может обрести покой и гармонию. В первом действии, презирая самого себя за то, что вынужден унижаться перед Людовиком, дабы быть «обласканным» властью.  Во втором действии Мольер раздавлен клубком интриг и суровыми ударами судьбы. Его рассудок затуманен, он не может отчётливо понять: где реальность, а где фантазия воображения, где друзья, а где враги? И есть ли вообще рядом те, кого можно назвать Другом?

Анна Большова воплощает на сцене истинную Женщину, любящую, самоотверженную, милосердную. В её образе нет фарса, шаблонов, в каждом движении, жесте, взгляде чувствуется пронзительность, глубина, любовь к мужчине и к дочери,  боль и скорбь о том, что прошлое невозможно изменить. Актриса безукоризненно проживает на сцене судьбу своей героини, Мадлене веришь и сочувствуешь, сожалеешь, что никак не можешь помочь…

Во всех диалогах и сценах ощущается нерв, трепет, экспрессия, трагедия всего мира на примере нескольких судеб.

Одна из многочисленных цитат Мольера: «Клеймить безнравственность и славить Добродетель!» Но вот как отличить одно от другого? И возможно ли это? Ведь в каждом из нас в любой момент могут проявиться как положительные, так и отрицательные черты.

 Природа человеческой личности такова, что все мы в той или иной степени сталкиваемся с диссонансом причинно-следственной связи потребностей и возможностей, желаний и обязательств, целей и задач.

Понятия веры, честности, духовности во все времена абстрактны, но совершая то или иное действия, руководствуясь разными стремлениями и мотивациями, нельзя забывать, что даже незначительные мелочи могут кардинально изменить не только нашу жизнь, но и фатально отразиться на судьбах окружающих.

Неслучайно говорят: «Каждому времени свой Тартюф».

Так и каждой эпохе свой Мольер и Булгаков, классика вечна, а тема отношений власти и искусства, словно проход по зыбкому канату, натянутому над пропастью: может увенчаться успехом и триумфом, а может закончиться трагедией.

Да, диктатура и тирания, конечно, намного опаснее демократического общества, но построено ли хотя бы в одной стране мира гуманное общество, свободное от наветов, клеветы и предрассудков? Едва ли…

И пока человечество утопает в своих собственных пороках, страстях и противоречиях вряд ли это станет возможным.

Компромиссы неминуемы, и порой приходится идти на очень жёсткие уступки своей совести и моральным принципам.

Как показывает история, в этом мире ничего вечного, сложно построить и создать, а разрушить можно мгновенно и легко, предав близких, ценности и идеалы.

Сменяются монархи и президенты, рушатся империи и возрождаются цивилизации, но творчество и свобода мысли всегда вынуждено с чем-то бороться – с законами, религией, предрассудками, ханжеством, пошлостью, меркантильностью…

Мудро заметил Чарли Чаплин: «Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги».

Но всё же…каждая творческая (и не совсем творческая) личность мечтает обрести крылья, и ради этого вдохновенного полёта готова на многое.

А свобода личности и творчества, увы, пока так и остаются иллюзией, как зыбкий, хрупкий сон, который может в любую минуту прерваться!

Следующие показы «Снов господина де Мольера» на сцене «Ленкома»: 28 января, 4 и 23 февраля и 3 марта. 

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь