Тимофей Гольберг: «По масштабу хорового наследия Свиридова нельзя сопоставить ни с кем»

Новости

Тимофей Гольберг: «По масштабу хорового наследия Свиридова нельзя сопоставить ни с кем»

Тимофей Гольберг: «По масштабу хорового наследия Свиридова нельзя сопоставить ни с кем»

7 апреля Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина) завершает свой именной абонемент в Зале Шнитке Московского международного Дома музыки. Наш корреспондент взял интервью у Тимофея ГОЛЬБЕРГА, художественного руководителя и главного дирижера знаменитого коллектива.

Почему для заключительного концерта вы выбрали музыку Свиридова, Рахманинова и Буцко?

— Даты проведения абонементных концертов были определены заранее и, соответственно, я знал, что четвертый концерт состоится в начале весны, — а в нашей средней полосе настоящая весна наступает в начале апреля. Вот почему решил открыть концерт «Тремя миниатюрами» Георгия Свиридова. «Веснянка» — волшебная капель, начало новой жизни! Эта миниатюра, а также «Хоровод» и «Коляда» — исконно русские сочинения. Свиридова принято считать советским композитором, но я с этим не совсем согласен. В хоровом творчестве он — русский композитор.

«Три русские песни» Сергея Рахманинова контрастны «Трём миниатюрам» Свиридова. Сергей Васильевич написал это сочинение в Америке, в сложный для него период. Это одна из поздних работ Рахманинова, знаменующая выход автора из депрессии. В произведении много боли, страдания, но есть и надежда. «Три русские песни» для меня — переход из темного в светлое.

Заканчиваем первое отделение концерта «Тремя старинными песнями Курской губернии» Георгия Свиридова. Георгий Васильевич очень хорошо знал курскую землю, её фольклор. Мелос, песенные интонации в этом ярком, броском, картинном сочинении поданы как нельзя хорошо!

Во втором отделении исполняем молодое сочинение Юрия Буцко «Свадебные песни». Свадебный обряд композитор подал в только ему присущей стилистике. Не пошел по удобной колее, избежал прямого цитирования фольклорных напевов. Юрий Маркович создал свою обрядовую музыку! Изначально сочинение было написано для хора и оркестра, но Владимир Николаевич Минин попросил композитора сделать переложение для двух фортепиано, солистки, хора и ударных. Сегодня это замечательное переложение незаслуженно редко исполняется. Для нас важно, что оно прозвучит в заключительном концерте абонемента.

У этого концерта есть еще одна особенность: цифра 3. «Три миниатюры», «Три русские песни», «Три песни Курской губернии». В сочинении Буцко есть три крупных раздела, и  сама кантата имеет номер 3. Конечно, я не планировал привязку к этой цифре, когда выстраивал программу, её музыкальную канву. Но так получилось, что, составив программу, увидел триединство. Безусловно, это — лишь любопытный штрих. Главное — мелос. Сочетание хоровой классики первого отделения с редко исполняемым сочинением второго отделения придает концерту одновременно целостность и контрастность.  7 апреля в Зале Шнитке прозвучит настоящая русская хоровая музыка!

Программа заключительного концерта абонемента основана на фольклоре. Нет ли риска в том, чтобы предлагать фольклор современному слушателю?

— Совсем недавно я думал о том, что же представляет собой сегодняшняя современная  музыка? Не та, которую называют авангардом, где композиторы ищут новые изобразительные средства: новые способы звукоизвлечения, новые тембры. Словом, экспериментируют. Очевидно, что такая музыка — ненадолго. Но тогда что же есть музыка, которую хочется слушать сегодня? Мне кажется, во многом эта музыка — этническая, написанная современным музыкальным языком. Пример — кантата Буцко, где исконно русский мелос, заложенный в нас на генетическом уровне, сочетается с современной подачей музыкального материала. И это сочетание спаяно в успешную модель. Мы будем продвигать эту модель. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, концерт, программа которого основана на фольклоре, ожидает успех.

В программе трёх из четырех концертов абонемента Хора Минина — сочинения Георгия Свиридова. Это потому, что он — самый любимый?

— Это потому что он — самый лучший. Нет другого русского композитора, который настолько подходил бы нам по манере звукоизвлечения. Нет другого отечественного автора, который бы написал столько хоровых сочинений, разнообразных по жанру, составу исполнителей, продолжительности. Конечно, у других композиторов есть гениальные хоровые сочинения, но их неизмеримо меньше. У Рахманинова всё, что написано для хора, можно пересчитать по пальцам двух рук. У Гаврилина — «Перезвоны» и «Военные письма». У Шостаковича — «Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия» и «10 русских народных песен». Есть выдающиеся хоровые сочинения у Шнитке, основное мы уже пели. Но по масштабу хорового наследия Свиридова нельзя сопоставить ни с кем. У него не только очень-очень много сочинений, главное — всё замечательное! Величайший русский хоровой композитор!

Этим летом исполнится пять лет с того момента, как вы стали художественным руководителем Хора Минина. За это время было множество концертов. Есть ли в рамках завершающегося абонемента произведения, которыми вы дирижировали или будете дирижировать впервые?

— 25 апреля прошлого года в концерте-презентации абонемента в Зале Шнитке Дома музыки были исполнены фрагменты цикла «12 хоров на стихи Я. Полонского» Сергея Танеева. Для меня это была премьера. Впервые под моим руководством хор исполнил «Степь да степь кругом» и некоторые другие русские народные песни в первом концерте абонемента, в октябре 2023 года. Также впервые я дирижировал сочинением Little Imber («Маленький Имбер») Гии Канчели — во втором концерте абонемента, в декабре прошлого года. Композитор написал это произведение в 2003 году, а в 2004 году доверил российскую премьеру Хору Минина. «Три миниатюры» Георгия Свиридова и «Свадебные песни» Юрия Буцко, которые прозвучат 7 апреля, — также премьеры для меня.

По понятным причинам (новое концертное пространство открылось недавно) абонемент в Зале Шнитке ММДМ — первый в истории хора. Как публика принимает коллектив в этом зале? Насколько комфортно вам выступать здесь?

— У каждой концертной площадки — своя публика. Любим Светлановский зал Дома музыки, здесь с большим успехом состоялись два концерта наших юбилейных фестивалей «Хор без границ». В этом сезоне в Камерном зале ММДМ совместно с оркестром Musica Viva мы трижды исполняли мессы Йозефа Гайдна. Третий концерт, где прозвучала Месса «Терезия», состоялся 29 марта. Что касается Зала Шнитке (Новый зал), есть особенность: уклон в сторону современного и, не побоюсь этого слова, развлекательного жанра. Я не говорю, что все концерты развлекательные, но все же здесь много ритмичной музыки, на которую ходят и которую специально не нужно продавать. И когда появляется академический хор, это вызывает недоумение. Мы это видели: на первых абонементных концертах в Зале Шнитке часть билетов не была продана. Но на третьем концерте, где прозвучали Реквием Шнитке и «Пушкинский венок» Свиридова, зал был полон, и были овации. Смею надеяться, своим искусством мы приблизили публику Зала Шнитке к хоровому искусству и, в частности, к нашему хору.

Этот зал мне нравится, но там маленькая сцена. Правда, благодаря технологиям, она может подниматься и опускаться.  На февральском концерте абонемента мы выступали, находясь на одном уровне с партером, ближе к слушателям. Привезли свои станки (многоуровневый подиум для хора — прим. автора) и как будто привнесли в концертный зал часть своего дома. Знаете, нам акустически стало намного удобнее, уютнее. Это повлияло на результат. Зал Шнитке — важная для нас площадка. Хотели бы продолжать здесь выступать.

Каковы ближайшие планы вашего коллектива?

— 13 апреля выступаем в Большом зале Московской консерватории, прозвучит Реквием В.А. Моцарта. 19 апреля в атриуме Государственного музея А.С. Пушкина исполняем «Маленькую торжественную мессу» Джоаккино Россини. 20 апреля в Историческом музее представим хоровые сочинения русских композиторов. 22 апреля наши солисты выступят в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева.

3-го мая, за два дня до Пасхи, в Зале Зарядье исполняем русскую и болгарскую духовную музыку: фрагменты «Литургии св. Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения»» Сергея Рахманинова, «Три духовных хора» Альфреда Шнитке, сочинения Апостола Николаева-Струмского и Николая Сидельникова. В середине мая — гастроли в Курган и Тюмень.

Вы родились, выросли и учились в Нижнем Новгороде. В Москве с 2016 года, когда после победы на II Всероссийском музыкальном конкурсе в номинации «Хоровое дирижирование» Владимир Николаевич Минин пригласил вас вторым дирижером, а затем в 2019 году доверил руководство коллективом. Что для вас Москва?

— Это сердце, наверное. Это — центр мира. Это место, где не можешь не работать. Либо ты, либо тебя. Может, это звучит негативно, но это так. Это город, который открывает в тебе такие качества, о которых ты, возможно, и сам не знал ранее. Город, где ты можешь развиваться, столица даёт для этого все инструменты. И, конечно, это самый важный в культурном плане для меня и, думаю, не только для меня город.

 

Владимир Сабадаш.

Фото - Николай Завьялов.

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь