«Делать, что должно, и ждать, что будет»: эта фраза для многих из нас в последние годы стала почти девизом, вот только едва ли кто-либо задумывается, что философия стоицизма - путь к тотальному равнодушию и фатальному одиночеству. С момента начала пандемии мы отчётливо поняли, что есть огромное количество вещей, которые ни один человек не в силах контролировать. Это стало триггером и катализатором того, что многие люди «закрылись в вакууме» отстранённости, аморфности и инфантильности: «Возделывай свой сад и не беспокойся о том, на что ты не можешь повлиять». Ну а как же милосердие и сострадание, вера, надежда и любовь?
Аннотация спектакля гласит, что «действие происходит в обычных современных квартирах, в любом крупном городе Европы, Америки или России».
Время и место действия растворяются в сценическом пространстве, концептуально выполненном в серых тонах. Эпоха, география, национальность, социальное положение героев весьма условны: в безликой серой массе аккумулируются огромное количество людей, которые существуют в «призрачном мире бушующем».
История о матери (40+) и дочери (20+) и их мужчинах могла бы быть бытовой мелодрамой и рассказом о конфликте поколений, если бы не действительность, в которой живут герои. А живут они в «зоне неопределённости», вызванной неким глобальным катаклизмом. Их будущее туманно, а настоящее зыбко. Они не в силах ни на что повлиять и единственное, что им остаётся, – быть стоиками: делать, что должно, и ждать, что будет.
Денис Азаров: «В пьесе «Стоики» все замерло в каком-то безвременье, там нет ни будущего, ни прошлого. Герои живут в постоянной паузе. Все, что они начинают – не имеет логического завершения. Между людьми нет прямого общения, это заложено и в сценографии, и в драматургии».
Заботливая Мать (Светлана Колпакова) - домохозяйка, которая смотрит телевизор и не может оставаться безучастной к трагическим событиям, происходящим в мире. В эфире говорят про некую природную катастрофу, число жертв которой в процессе действия увеличивается с 600 тысяч до миллиона, и это не предел.
Героиня полна сочувствия к пострадавшим, в то время как её муж (Александр Усов) воспринимает информацию без особых эмоций. На контрасте с сочувствующей женой приверженец теории «стоицизма» цинично не подключается и «не включается» в происходящие события: повлиять на них он всё равно не может, так чего «зря напрягать нервную систему»? Герой пишет об утратившем популярность бейсболе, хотя прекрасно понимает, что это почти никому не нужно, философствует о радости жизни и много пьёт. Отчим пропагандирует теорию, что надо жить настоящим и не переживать о том, чего не можешь изменить. Однако, что-то на абсолютно счастливого и безмятежного человека он совсем не похож…
Другая пара - Парень (Павел Табаков) и Девушка (Мария Фомина), дочь героини Светланы Колпаковой. Молодые люди живут вместе, но у них нет общих интересов, целей, планов, надежд. Бюджет в этой паре раздельный, что для такой модели отношений вполне закономерно: они рядом, но не вместе, скорее соседи, чем влюблённые.
Герой Павла Табакова - обаятельный современный Парень, которого можно назвать мальчиком, но не мужчиной, и уж тем более не главой семьи. Он снимает на видео пустые стены, тем самые реализуя несбывшуюся мечту о художественном творчестве, у него нет целей и планов. Инфантильный, аморфный молодой человек, который плывёт по течению, боится ответственности и нигде ни в чём не проявляет инициативу.
Девушка пытается сделать робкие попытки «пробиться сквозь эту стену равнодушия», намекнуть о том, что ей важно, но и она скрывает свои желания за маской отстранённости.
Павел Табаков: "Возможно, я тоже хочу, чтобы меня в какой-то момент партнёр направил в нужное русло. Или сделал что-то, чего я бы не хотел, чтобы мне предложили, чтобы я на это согласился".
Мария Фомина: «История про то, что происходит какая-то девальвация отношений, про то, что каждый сам с собой, каждый не думает про другого».
Сценограф Николай Симонов создал метафоричное атмосферное пространство: на сцене 4 небольших домика-комнаты, с идентичным интерьером: стол, холодильник, забитый алкоголем, в котором герои топят скуку, телевизор, трансформирующийся в микроволновую печь.
В центре стены - кладовка, кардинально отличающаяся от аскетичного быта серых комнат. В этом пространстве хранятся воспоминания, надежды, разбившиеся об айсберги реальности, и мечты, которые нет-нет, а посмеют возродиться в сердце.
Девушка в своих иллюзорных фантазиях мечтает о традиционной семье и примеряет свадебное платье, её парень грезит о художественном творчестве и, пока нет свидетелей, начинает рисовать, отчим в глубине души верит, что его любимый бейсбол восстанет из пепла забвения, а мать питает робкую надежду, что очень скоро всё в мире и в их семье как-нибудь образуется ...
Художник по костюмам Мария Данилова очень тонко и точно отразила безликое настроение - герои не просто одеты в одинаковые тона, на них практически идентичные силуэты: в мире равнодушия некуда ходить и нет смысла наряжаться, серые будни ничем не отличаются от выходных - унылая беспросветность и бесцельность существования.
Художник по свету Иван Виноградов усилил эту гнетущую атмосферу, а композитор Владимир Раннев обрамил серую палитру соответствующей музыкальной партитурой.
Перед актёрами стоит очень сложная задача: им нужно воплотить тонкий психологизм и глубинную драму безысходности, и они с этим блестяще справляются. Согласно концепции режиссёра, герои практически не смотрят друг на друга - их взгляды устремлены куда-то в пустоту. Эта аллюзия очень чётко подчёркивает вакуум, в которой находится каждый персонаж, замуровав себя в «коконе» равнодушия, отгородившись от мира «шипами» снобизма, цинизма и литрами вина. Персонажи пьют не для того, чтобы расслабиться или испытать эйфорию, подобно пьянице из «Маленького принца», они пытаются забыться и бесцельно убить время. Исключением является лишь мама.
Светлана Колпакова: «Я могу сказать, что моя героиня, как мне кажется, из всех героев этой пьесы – единственная, которая хочет выбраться из этих серых стен».
Мария Фомина сказала на пресс-подходах очень конструктивную фразу: «Человеку нужен человек».
Продолжительность постановки чуть больше часа - если на длительный трёхчасовой спектакль в плотном графике стремительного ритма мегаполиса не каждый может выделить время, то час на мощный сеанс театрального психоанализа подвластно найти каждому.
В ближайшие месяцы увидеть спектакль «Стоики» и, может быть, узнать в его героях себя, можно 15 и 23 мая, 5 и 28 июня.
За «Стоиками» наблюдала корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба МХТ им. А.П. Чехова
Фото спектакля - Александра Торгушникова
Фото с поклонов после премьеры - Екатерина Цветкова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.