«Павел I» – премьера на Новой сцене Театра Вахтангова

Новости

«Павел I» – премьера на Новой сцене Театра Вахтангова

«Павел I» – премьера на Новой сцене Театра Вахтангова

30 и 31 марта 2023 года на Новой сцене Театра Вахтангова состоится премьера спектакля «ПАВЕЛ I». Главную роль в разных составх будут воплощать Александр Олешко и Юрий Поляк. Действие происходит в Санкт-Петербурге с 9 по 12 марта 1801 года. 

Наталья Ковалёва: «Я предпочитаю материал, в котором есть что-то важное для меня, а, значит, и для моих зрителей. В 1908 г. Мережковский написал пьесу «Павел I» о событиях 1801 года, но кажется, что пьеса написана про нас. Природа человека, психология толпы, жажда власти, любовь и ненависть, жизнь и смерть – главные темы пьесы, и они стоят диалога. Павел I – фигура сложная, неоднозначная. На протяжении двух с лишним веков менялось отношение к нему. Не судить, не возвести в кумиры, а попытаться понять – вот, что важно. Его отвага поражает, как восхищает и желание сделать свою страну сильной. Важно помнить, что Павел много сделал на благо Отечества – реформы в армии, в общественной жизни, в международной политике. Павлу приписывают слова: «Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за неправое». Это осознанный выбор жизненного пути. Есть о чём поговорить. Для меня театр – это диалог. В театре важно задавать вопросы, тревожить сердце и ум.

То, что я сейчас ставлю, не совсем Мережковский. Я много работала с текстом, сокращала, дополняла его и определила жанр получившейся сценической версии как «неисторический миф». В первом издании пьесы автор так обозначил её жанр – «пьеса для чтения». Это многое объясняет. Философ и историк Мережковский исследовал и обработал известный ему материал и поместил в пьесу, которую играть… невозможно. В ней 58 (!) персонажей, не считая массовки. Некоторые появляются, произносят одну реплику и исчезают. Моя задача была превратить пьесу для чтения в пьесу для игры. Брюсов сравнивал пьесу с хрониками Шекспира, в пьесах которого соседствуют проза и стихи. Так возникла мысль о соединении текста Мережковского со стихами из пьесы Е.Р. Симонова «Смерть Павла I». И в кульминационные моменты персонажи пьесы Мережковского стали произносить стихотворные монологи из трагедии Симонова.

Павла I называли русским Гамлетом. Если у Шекспира есть призрак отца Гамлета, то почему бы в пьесе о Павле I не появиться призраку его матери, великой императрицы Екатерины Второй?! У них были очень сложные отношения, он искал её любви и не находил. Не случайно он построил Михайловский замок на том месте, где стоял летний дворец, в котором он родился. Я дописала две сцены с матерью, воображаемую встречу Павла с нею. И это ещё больше вывело пьесу из пространства быта».

Дмитрий Мережковский, Евгений Симонов

Сценическая версия и постановка Натальи КОВАЛЁВОЙ

Сценография и костюмы заслуженного художника России Максима ОБРЕЗКОВА

Музыкальное оформление – Клавдия ТАРАБРИНА

Режиссёры по пластике –  заслуженный деятель искусств России Айдар ЗАКИРОВ, Виктория КУЛЬ

Художник по свету – Руслан МАЙОРОВ

Видеосценограф – Ася МУХИНА

Художник-гримёр – заслуженный работник культуры России Ольга КАЛЯВИНА

Звукорежиссёр – Даниил ГУБАРЕВ

Помощник режиссёра – Рогнеда СМИРНОВА

Действующие лица и исполнители:

Павел I, император заслуженный артист России - Александр ОЛЕШКО/ Юрий ПОЛЯК

Екатерина II, покойная императрица Ирина ДЫМЧЕНКО

Александр, сын Павла, наследник престола Юрий ПОЛЯК/ Клим КУДАШКИН

Константин, сын Павла, великий князь Виталий ИВАНОВ

Граф Пален, военный губернатор Санкт-Петербурга - заслуженный артист России Игорь КАРТАШЁВ/ заслуженный артист России Олег МАКАРОВ

Мария Фёдоровна, жена Павла, императрица заслуженная артистка России - Елена СОТНИКОВА/ Анна АНТОНОВА

Елизавета, супруга Александра -  Елизавета ПАЛКИНА/ Дарья ЩЕРБАКОВА

Анна Гагарина - Мария РИВАЛЬ

Голицын народный артист России - Евгений КАРЕЛЬСКИХ

Волкова - Наталья МОЛЕВА

Щербатова - Ирина КАЛИСТРАТОВА

Ливен -  Ольга ГАВРИЛЮК

Роджерсон - заслуженный артист России Михаил ВАСЬКОВ

Бенигсен - заслуженный артист России Александр РЫЩЕНКОВ

Бибиков - заслуженный артист России Андрей ЗАРЕЦКИЙ

Кутайсов -  Карен ОВЕЯН

Талызин - Евгений КРАВЧЕНКО 

Тутолмин - Данила ГНИДО 

Скарятин -  Эюб ФАРАДЖЕВ 

Платон Зубов  - Сергей БАРЫШЕВ

Николай Зубов -  Александр ГАЛОЧКИН 

Титов Семён -  АРЗУМАНОВ 

Яшвиль Григорий -  ЗДОРОВ  (студент ТИ имени Б.В. Щукина)

Продолжительность спектакля 3 часа с антрактом.

Наталья Леонидовна КОВАЛЁВА 

Окончила ГИТИС (мастерская А.А. Попова) по специальности «актриса театра и кино». Три десятилетия проработала в любимовском Театре на Таганке, исполняла главные роли в легендарных спектаклях «Преступление и наказание», «Живой», «А зори здесь тихие», «Мастер и Маргарита». Педагог кафедры сценической речи Театрального института имени Б.В. Щукина, преподаёт художественное чтение, лауреат чтецких конкурсов.

Её первой работой в Театре Вахтангова стал «Наш класс» Т. Слободзянека (премьера в 2016 году на Новой сцене), пользующийся огромным успехом, неоднократно показанный на гастролях в России и за рубежом. Вторая постановка – «Очарованный странник» по повести Н.С. Лескова, выпущенный в 2017 году в рамках парада премьер на только открывшейся Симоновской сцене. В феврале 2021 г. в Арт-кафе появился спектакль «Танго между строк» по пьесе А. Щербака, получивший награды «Золотой Витязь» и «Звезда Театрала», а через год там же «Материнское поле» по роману Ч.Т. Айтматова. «Павел I» – пятая постановка Н.Л. Ковалёвой в Вахтанговском театре.

Дмитрий Сергеевич МЕРЕЖКОВСКИЙ 

 (2 (14) августа 1865 г. – 9 декабря 1941 г.) – писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа. Оставил огромное литературное наследство – стихи, романы, рассказы, поэмы, пьесы, переводы, литературоведческие и религиоведческие исследования. Написал трилогию «Царство Зверя», посвящённую отечественной истории рубежа XVIII-XIX веков. Первая часть – пьеса «Павел I» увидела свет в 1908 году, и автор чуть не попал под арест по обвинению в оскорблении самодержавия, но работу продолжил. Спустя пять лет закончил роман «Александр I», а в 1918-м вышла завершающая книга цикла – «14 декабря». В трилогии автор исследовал метафизику русской власти. В.Я. Брюсов отметил «благородство и строгость облика этой пьесы». Сценичность, отсутствие риторики, соблюдение классического единства места, времени и действия, драматургическая стройность отличают пьесу, которую сравнивали с шекспировскими хрониками. Интересен, глубок и противоречив образ Павла I, который вспыльчив и отходчив, коварен и доверчив, благороден и мелочен.

Евгений Рубенович СИМОНОВ

  (21 июня 1925 г. – 3 августа 1994 г.) – народный артист СССР, лауреат Государственной премии России. Сын Р.Н. Симонова – ученика Е.Б. Вахтангова, выдающегося актёра и режиссёра, руководившего Вахтанговским театром в 1939-1968 годах. По окончании Театрального училища имени Б.В. Щукина (1947 г.) работал режиссёром-ассистентом, режиссёром, а с 1969 по 1987 гг. главным режиссёром Театра Вахтангова. В 1962-1969 гг. – главный режиссёр Малого театра. Поставил более 100 спектаклей по пьесам самых различных жанров. Заведовал кафедрой режиссуры в Театральном училище имени Б.В. Щукина, вёл актёрскую мастерскую во ВГИКе и Высшие театральные курсы в ГИТИСе. Е.Р. Симонов – автор нескольких пьес, в т.ч. трагедии в стихах «Смерть Павла I». Пьеса стала одним из первых спектаклей Театра-студии им. Р.Н. Симонова, созданного Е.Р. Симоновым со своими учениками после ухода из Вахтанговского театра.

Павел I (20 сентября (1 октября) 1754 г. – 12 (24) марта 1801 г.) – сын Екатерины II и Петра III. Из-за политической борьбы с самого рождения был лишён любви родителей – отец и мать были отстранены от воспитания наследника, которым занималась императрица Елизавета Петровна. После её смерти Екатерина, опираясь на гвардию, осуществила переворот, в ходе которого Пётр III при не до конца выясненных обстоятельствах умер, а сама она была провозглашена императрицей Екатериной II.

У Павла были неплохие способности, развито воображение, в то же время он был неусидчив и нетерпелив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. Уже в юные годы его стала занимать идея рыцарства. Павел был дважды женат. Первая жена рано умерла, вторая – София-Доротея Вюртембергская, после перехода в православие ставшая именоваться Марией Фёдоровной – подарила ему 10 детей, в том числе двух будущих императоров Александра I и Николая I. Чем старше становился Павел, тем больше расходился во взглядах с матерью. После рождения у Павла старшего сына Александра Екатерина рассматривала возможность передачи престола любимому внуку в обход нелюбимого сына. Павел I вступил на престол 6 (17) ноября 1796 года в возрасте 42 лет и решительно приступил к ломке порядков, заведённых матерью. Указы Павла ослабили позиции дворянства. Павел питал глубокое отвращение к революционным идеям и стремился ограничить возможность их проникновения в Россию. Его внешняя политика была направлена на противостояние с Британией и ослабление её влияния в мире. Павел I в качестве великого магистра Мальтийского ордена считал Мальту подчинённой территорией и потенциальной средиземноморской базой для русского флота. Захват острова Британией был воспринят Павлом как личное оскорбление. Павел I убит придворными в специально выстроенном для себя, усиленно охраняемом Михайловском замке.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь