«Тартюф» Евгения Марчелли на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета: «Катализатор для исследования семейных проблем и личных противоречий»

Новости

«Тартюф» Евгения Марчелли на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета: «Катализатор для исследования семейных проблем и личных противоречий»

«Тартюф» Евгения Марчелли на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета: «Катализатор для исследования семейных проблем и личных противоречий»

«Тартюф, или Обманщик» — комедийная пьеса Жана-Батиста Мольера, написанная в 1664,  в этом году гениальному произведению исполняется 360 лет, но несмотря на весьма почтенный возраст оно по-прежнему будоражит сердца и души людей разных темпераментов и национальностей, социальных и возрастных категорий: классика - вечна, как и бесконечное множество её интерпретаций и трактовок. Невозможно подсчитать, в скольких театрах поставлена эта пьеса, в скольких тысячах школьных сочинений и университетских докладах анализируется её содержание и смысл. Но факт остаётся фактом -  в 21 веке «Тартюф» Мольера актуален, интересен, остроумен, у каждого в душе оставляет свои уникальные ассоциации и аллегории, ведь восприятие искусства индивидуально. Неслучайно говорят: «Каждому времени свой Тартюф».

19 апреля художественный руководитель театра Моссовета Евгений Марчелли представил свою интерпретацию культового произведения.

У каждого режиссёра есть уникальный творческий почерк и стиль. Евгений Марчелли во всех своих спектаклях ищет смыслы, созвучные пульсу времени, расставляет психологические акценты таким образом, что всем знакомые герои открываются зрителю иными гранями.

Евгений Жозефович выстроил спектакль не на известных стихотворных переводах Мольера, а взял за основу редкий прозаический перевод  Е. Федюкина. Герои утратили привычный поэтический флёр романтики и сатиры, а стали более острыми, трагичными и драматичными.

Жанр спектакля - «Тагифарс. Кино»

Благодаря камерной атмосфере сцены «Под крышей» в зале полностью отсутствует «четвёртая стена»  - актёры находятся от зрителей на расстоянии вытянутой руки, публика не просто слышит дыхание, но, кажется, даже дышит в унисон с героями, тонко улавливая каждый жест и взгляд. Спектакль рассчитан всего на 50 зрительских мест.

Евгений Марчелли: «Если бы можно было посадить всего десять зрителей, сузить расстояние до максимума так, чтобы у артистов было всего полметра, на которых они могли бы работать, то получилось бы то самое кино, которое мне и хотелось увидеть в этой истории».

Эффект «крупного плана» создаёт особую иммерсивность. Блистательная Ольга Остроумова на пресс-показе отметила, что камерная атмосфера даёт актёрам особую органику.

Главный акцент нового спектакля - не лживый «святоша» и мошенник, а неравный брак и связанные с ним душевные терзания и подозрения. Глава почтенного семейства Оргон (Валерий Яременко) после смерти супруги женится на прелестной девушке Эльмире (Дарья Балабанова), которая гораздо моложе его. Молодая жена, которая немногим старше детей Оргона, привносит в дом атмосферу праздника, лёгкости и безудержного веселья. Спектакль начинается с вечеринки, на которой Эльмира весело резвится со своей падчерицей и пасынком, братом, служанкой и другими друзьями. Это семейное «пати» приводит в бешенство мать Оргона, госпожу Пернель (Ольга Остроумова). Пожилая аристократичная дама крайне скептически настроена к праздному легкомысленному поведению своих домочадцев и искренне восхищена «праведником» Тартюфом,  которого, по-мнению госпожи Пернель, послал в их дом сам Господь.

В доме царят диссонанс и смятение - Оргон и его консервативная мама буквально очарованы угодливым Тартюфом (Виталий Кищенко). В то время, когда все другие члены семьи видят его фальшь и лицемерие, Оргон будто то бы не замечает откровенной лжи.

А может быть, Тартюф нужен Оргону, чтобы развеять свои сомнения относительно верности молодой супруги? Но не жестоко ли устраивать эксперименты и опыты на самых близких людях? Согласно оригинальной концепции режиссёра, Тартюф является для Оргона тем триггером, с помощью которого стареющий глава семейства пытается найти ответы на вопросы, мучительно терзающие опытного мужчину.

Разница в возрасте между Дарьей Балабановой и Валерием Ярёменко почти 40 лет: Эльмира годится Оргону во внучки, но на меркантильность этого мезальянса нет даже намёка. Глава семейства в воплощении Яременко настолько брутален и харизматичен, что очевидно: молодая девушка искренне влюблена в своего мужа.

Тартюф в блистательном воплощении Виталия Кищенко - опытный манипулятор, хитрый, коварный, расчётливый, тонкий психолог. Его похотливая страсть к Эльмире, пожалуй, единственное уязвимое место для этого персонажа.

Сцена, в которой молодая женщина, борясь с отвращением к своему воздыхателю, отчаянно пытается показать мужу мерзкую сущность Тартюфа, решена на контрастах трёх рефренов - диалог героев повторяется трижды с разными интонациями и настроением.

На противоречивых парадоксах пылких юных сердец выстроено и объяснение в любви дочери Оргона Марианны (Екатерина Девкина) и её возлюбленного Валера (Николай Новосёлов).

Юношеский максимализм и обострённое чувство справедливости демонстрирует Олег Отс в образе Дамиса, обаятелен и импозантен Владимир Прокошин, воплощающий брата Эльмиры Клеанта.

Отдельно хочется отметить Анну Михайловскую в роли служанки Дорины. Не по годам мудрая, хитрая, дерзкая и проницательная Дорина, как это часто бывает, «серый кардинал», который гораздо могущественнее и влиятельнее, чем его социальное положение. Да, поведение Дорины нарушает субординацию, а порой и вообще выходит за пределы морально-нравственных и этических норм (с какой наглостью она грубит госпоже Пернель!), но благие намерения служанки, искренне преданной своим Господам, сомнений не вызывают.

Сценография и костюмы Анастасии Бугаевой соответствуют настроению  - действие происходит на подиуме, по бокам от которого сидят зрители. На сцене мишура и конфетти - остатки вечеринки, на полу разбросаны звенящие игрушки, а вся мебель сделана из пластмассы, что подчёркивает условность обстоятельств, не привязанных ни к социальному классу, ни к стране, ни к эпохе.

Все события разворачиваются в течение одной ночи - «пижамный» стиль нарядов выглядит более чем органично, при этом у каждого персонажа своя индивидуальность. Соблазнительное платье-комбинация Эльмиры и не менее эротичный пеньюар Дорины контрастируют с озорными шортиками и футболкой Марианны… Классическая эстетика сохранена лишь в нарядах слуг.

Призрачные идеалы и вымышленные иллюзии, яркий гротесковый коктейль характеров и вечные человеческие пороки...«Тартюф» Евгения Марчелли исследует затейливые лабиринты подсознания, которое, как правило, является загадкой даже для его обладателей.

Спектакль великолепно балансирует между парадоксами непостижимой природы человеческой личности, но несмотря на некоторую провокационность и экспериментальность формы, в содержании и воплощении совсем нет примитивной пошлости и эпатажа. Да, оригинальная трактовка Евгения Марчелли Мольеровского «Тартюфа» отнюдь не классическая, но, безусловно, увлекательная и интересная, с уважением к литературному первоисточнику и с любовью к человеку со всеми его пороками и страстями.

«Тартюф» в театре Моссовета не выстраивает шаблоны и клише, не пытается «клеймить безнравственность и славить добродетель»: чутко и тонко расставленные режиссёром акценты задают множество риторических вопросов, отвечать на которые каждый зритель будет сквозь призму своей личности. Ближайший показ спектакля на сцене «Под крышей» - 2 мая.

 

Оригинальную интерпретацию всем знакомого произведения посетила корреспондент  Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра имени Моссовета, фотограф - Елена Лапина

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь