Мудрое, искреннее и многогранное «Собачье сердце» в Малом театре: «Говорить - ещё не значит быть человеком!»

Новости

Мудрое, искреннее и многогранное «Собачье сердце» в Малом театре: «Говорить - ещё не значит быть человеком!»

Мудрое, искреннее и многогранное «Собачье сердце» в Малом театре: «Говорить - ещё не значит быть человеком!»

Перу выдающегося русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова принадлежат гениальные произведения, которые объединяет искренняя и трепетная любовь к человеку и глубинное исследование природы личности.

Год назад в многогранном репертуаре Малого театра появился спектакль «Собачье сердце, премьера состоялась 17 декабря 2022 года на Исторической сцене и была приурочена к 80-летию народного артиста России Василия Ивановича Бочкарёва, выдающегося мэтра, способного в безграничной гамме эмоций и чувств проживать на сцене судьбы разных людей.

Режиссер Алексей Дубровский в тандеме с высокопрофессиональной командой спектакля и блистательными актёрами Малого театра великолепно воплотил на сцене великое произведение Михаила Булгакова, искусно и изящно завуалировав в постановке множество философских смыслов, аллюзий и аллегорий, которые хочется расшифровывать и постигать снова и снова.

Спектакль не просто масштабный и глубокий, он по-настоящему объёмный и многослойный: выстроенное на контрастах и парадоксах действие можно назвать олицетворением непостижимой природы человеческой личности и зеркальным отражением времени. Несмотря на то, что действие происходит в 20-ые годы двадцатого столетия, в 21 веке «Собачье сердце» ничуть не менее, а, учитывая стремительное развитие технологий и острые проблемы современности, пожалуй, даже более актуально, чем сто лет назад.

Не стоит сравнивать спектакль с культовым фильмом Владимира Бортко: театр и кино - кардинально разные виды искусства, да и многие акценты за 35 лет с момента выхода на экраны легендарной киноленты значительно трансформировались.

«Собачье сердце» Алексея Дубровского - потрясающая постановка, которая является гармоничным синтезом глубокой философской притчи и острой сатиры, фантастической истории и удивительной реальности.

Режиссёр-постановщик спектакля заслуженный артист России Алексей Дубровский:  «“Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу”. Для меня эта фраза является ключевой в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Всем нам известен замечательный фильм Владимира Бортко, вышедший в 1988 году и точно попавший в контекст политических и социальных изменений, происходивших тогда в нашей стране, под названием «Перестройка». Однако прошло почти 35 лет и многие акценты во взгляде на произведение сместились. Восприятие сложного времени 20-х годов перестало быть однобоким и прямолинейным. Ведь у каждого тогда была своя правда. Да и сам герой повести, пёс Шарик, впоследствии превращённый в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представляется сегодня не антагонистом, а жертвой. Недаром из его уст неоднократно звучит фраза: “Разве я просил мне операцию делать?” Профессор Преображенский, весьма неплохо и с большим достатком проживавший при большевиках, приподнял ту самую "завесу", зашёл слишком далеко и совсем не отдавал себе отчёт, куда приведёт эта его ошибка. А ошибка заключалась не в личности Клима Чугункина, чей мозг вставили Шарику, а в целесообразности операции как таковой. Ибо по словам самого профессора: “Зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно”».

Контрасты и парадоксы

Профессор Преображенский в трактовке народного артиста России, лауреата Государственных премий России и премии Правительства России Василия Бочкарёва - противоречивый человек, который искренне увлечён идеей провести уникальную операцию по пересадке собаке мозга человека. Гений науки буквально одержим экспериментом, он не задумывается о морально-нравственных и этических аспектах своих действий.

Благородный московский интеллигент искренне недоумевает и не принимает суровые реальности «большевистского» мира. Во всех произведениях Михаила Афанасьевича Булгакова чувствуется, что в противостоянии «красных» и «белых» его симпатии были на стороне русской интеллигенции, писатель искренне сочувствовал и сострадал им. Однако, очевидные перегибы были и у одних, и у других.  Вечно актуальные Булгаковские фразеологизмы звучат со сцены пронзительно и проникновенно.

Привыкшего жить «на широкую ногу» Профессора Преображенского возмущают новые порядки и законы, он удивляется, почему странным и нелепым образом пропали галоши из подъезда, переживает, что «разруха в головах» множится в геометрической прогрессии, и не понимает, возможно ли этому противостоять. Но и менять привычный уклад своей жизни Преображенский не намерен. Он роскошно живёт в семикомнатной квартире, ведёт платный приём пациентов, а когда возникают проблемы с представителями новой власти, не гнушается позвонить влиятельному высокопоставленному покровителю - наркому, которого великолепно воплощает Народный артист России Виктор Низовой. 

У этого гротесково-гиперболизированного персонажа всего пара выходов за время спектакля, но каких! Яркими, броскими штрихами и акцентами Нарком олицетворяет собой неискоренимую коррупцию и государственную систему, в которой связи решают всё.

В образе помощника, ученика и соратника профессора, талантливого доктора Борменталя, предстаёт один из самых популярных и востребованных отечественных актёров, лауреат Государственной премии России, любимец миллионов зрителей Игорь Петренко.

В воплощении талантливого многогранного актёра Борменталь  - способный ученик и верный последователь Преображенского. Это эрудированный интеллигент с чёткими жизненными принципами - уважение к женщинам, незыблемость авторитетов, непререкаемость законов чести и совести. Борменталь искренне восхищается профессором, но при этом он не лицемер и не приспособленец: молодой доктор не боится брать на себя ответственность, именно он убедит Преображенского свернуть сомнительный эксперимент.

И, конечно, море восторженных комплиментов заслуживает Шарик и Шариков, которого невероятно органично во всей палитре эмоций воплощает молодой актёр Владимир Тяптушкин. В свои 26 лет Владимир не просто не теряется на сцене с признанными мэтрами, а составляет в тандеме с выдающимися актёрами потрясающе гармоничный ансамбль, привнося в действие задор и кураж юности и неиссякаемую энергию свободы. Без пошлости и примитива Владимир Тяптушкин филигранно и виртуозно воплощает на сцене и очаровательную собаку, и омерзительного человека. Актёр не пародирует, а именно проецирует пластику, повадки собаки, отражает мысли, чувства, симпатии и антипатии добродушного дворового пса, которого судьба свела с профессором Преображенским.

Владимир удивительно тонко передаёт не только внешнюю, но и внутреннюю трансформацию героя. В результате операции добрый, преданный и верный Шарик становится неблагодарным, подлым, беспринципным человеком, в котором превалирует характер маргинала Клима Чугункина. Между добрым, ласковым Шариком и наглым, подлым, беспринципным, злым, жестоким Шариковым - непреодолимая пропасть, моральная и ментальная.

В эпохальной постановке есть главные герои (Преображенский, Шарик-Шариков, Борменталь), но нет второстепенных персонажей! Каждый актёр вносит уникальный колорит в происходящие на сцене события.

Харизматичен и педантичен Народный артист России Владимир Носик в образе швейцара, колоритны и очень узнаваемы в погоне за вечной молодостью пациент (народный артист России, лауреат премии Правительства России Александр Ермаков) и пациентка (заслуженная артистка России Людмила Щербинина).

Великолепны горничная и кухарка Преображенского: кокетничающая с Борменталем и призирающая Шарикова Зинаида (Мария Кривенцева) и преданно служащая профессору Дарья (народная артистка России Алена Охлупина).

Убеждённый в том, что самую безумную идею можно оправдать благовидными намерениями и законом,  Швондер в исполнении Михаила Мартьянова и его «коллеги» - проекция представителей системы, наделённых безграничными полномочиями творить беззаконие и беспредел.

Эволюция и деградация

Сценограф Мария Утробина создала не просто масштабные, а эпохальные и монументальные декорации. Образом Москвы 20-х годов стала башня Третьего интернационала Татлина .

Фундамент башни - патриархальная квартира Преображенского: столовая со старинной деревянной мебелью, изысканным сервизом и хрусталём, гостиная, кабинет профессора, операционная... По винтовым лестницам башни в тех или иных мизансценах передвигаются уверенные во власти закона (или беззакония) революционеры, с вершины этой иерархии отдаёт приказы нарком…

Башня, конечно же, неслучайна - с одной стороны, эта подобная ракете конструкция символизирует факт, что прогресс и регресс две стороны одной медали: либо устремляться ввысь, либо скатываться в пропасть. Угол наклона, словно у Пизанской башни, тоже тонкая аллегория - любые факты и идеи очень вариабельны, в жизни мало констант, которые незыблемы, а от эволюции до деградации, как правило, один шаг.

 «Террор парализует нервную систему. Можно действовать только лаской!»

«Говорить — это еще не значит быть человеком», - в одной из кульминационных сцен произносит профессор Преображенский. И в этой метафоре, как и во всём спектакле Алексея Дубровского, зашифровано очень много философских смыслов.

 «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками», - советует Преображенский Борменталю. Но насколько это удалось самому профессору?  Кто ему дал право идти против законов природы, этики, эволюции? Кому дано определять границу дозволенного и запретного? За какую грань возможно зайти, а какие константы и ценности незыблемы?

Ответы на эти риторические вопросы человечество не может найти на протяжении столетий, а в последние годы в связи с невероятными достижениями науки эти проблемы становятся краеугольным камнем.

«Собачье сердце» оказывается гораздо более гуманным и милосердным, чем человеческий мозг: природа точно знает больше, чем самые прогрессивные учёные. Тот факт, что в финале профессор появляется на сцене с ограниченными физическими возможностями, можно интерпретировать как тонкий режиссёрский намёк на то, что за любые действия рано или поздно придётся отвечать.

Спектакль Алексея Дубровского - не острая сатира и обличение пороков, а чуткий, тонкий, трепетный диалог о вечных морально-нравственных ценностях, которые человечество не может и не должно потерять.

Несмотря на то, что с премьеры постановки прошёл почти год, на «Собачье сердце» в Малом театре трудно успеть купить билеты - желающих посмотреть спектакль очень много. Спектакль, без сомнения, можно и нужно рекомендовать для семейного просмотра: он будет интересен и понятен абсолютно разным категориям зрителей!

В ближайшие месяцы «Собачье сердце» на Исторической сцене Малого театра можно увидеть 1, 15 декабря и 23 января.

 

Потрясающим «Собачьим сердцем» искренне восхищалась корреспондент  Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Малого Театра, фотограф - Евгений Люлюкин

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь