Премьера спектакля «Капитанская дочка» в Театре Российской Армии: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»

Новости

Премьера спектакля «Капитанская дочка» в Театре Российской Армии: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»

Премьера спектакля «Капитанская дочка» в Театре Российской Армии: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»

«Береги платье снову, а честь смолоду», - цитата из потрясающей повести (романа) Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» является эталоном человеческого достоинства и порядочности. Именно этот фразеологизм стал лейтмотивом спектакля Павла Сафонова «Капитанская дочка», премьера которого состоялась 4 и 5 апреля на Большой сцене Театра Российской Армии, самой крупной драматической сцене в Европе. Постановка Павла Сафонова, гармонично сочетающая масштаб и камерность, приурочена к предстоящему 225-летию великого классика.

Павел Сафонов: «К Александру Сергеевичу обращаюсь уже не впервые, его проза — всегда вызов для любого творческого человека… Как будто в зеркале проступают отражения и лица людей, живших тогда, не зная, что они герои, зная, что они не вечны… они были нелепы и даже смешны, говорили иногда по-другому и не о том, но почему-то мы любуемся ими и так хотим им помочь. Их история не может измениться, но мы можем, как во сне, бродить внутри этих событий и пытаться понять, а в чем же их сила и красота. На мой взгляд, сегодня произведение звучит даже сильнее: как в непростое время человеку сохранить себя, к чему стремиться».

Согласно оригинальной задумке режиссёра,  Петр Гринев, прожив жизнь и утратив супругу, вспоминает их с Машей Мироновой историю. Герой, умудрённый опытом прожитых лет, вновь возвращается в воспоминаниях в судьбоносные моменты своей жизни, анализирует поступки, размышляет над верностью сделанного выбора.

Действие происходит в Оренбургских окрестностях Российской империи в разгар Пугачёвского восстания. Сценография художника-постановщика Дмитрия Разумова атмосферна и монументальна: огромные глыбы снега, поэтичная метель, массивные конструкции. Особенное внимание привлекает белая лестница, ведушая на вершину снежного утёса: жизнь каждого человека можно сравнить с такой вершиной или лестницей, скатиться вниз и упасть в пропасть гораздо легче, чем продолжать путь по затейливым и тяжёлым дорогам судьбы. Световая партитура художника по свету Руслана Майорова усиливает иммерсивный эффект: публика чувствует себя не просто свидетелем, а участником событий.

Костюмы Евгении Панфиловой, преимущественно, выдержанные в стилистике белого, синего и красного цветов, отражают социальный статус героев. Мундиры военных, нежные платья Маши, простые самобытные наряды её матери, роскошные платья Императрицы. Хореограф Павел Ивлев красноречивым пластическим рисунком подчёркивает индивидуальность каждого персонажа.

Актёрский ансамбль премьерного спектакля - мэтры сцены и молодые актёры.

Офицер Пётр Гринёв на глазах зрителей проходит путь взросления и становления, превращается из порывистого юноши во взрослого мужчину, который, преодолев сложные испытания, ни на мгновение не изменил ни своему Отечеству, ни своей совести.

В роли молодого Петра в разных составах предстают Максим Чиков и Дмитрий Ломакин. В образе повзрослевшего Гринева - заслуженный артист России Николай Козак. Антагонист Гринёва - подлый, беспринципный Швабрин (Дмитрий Оболонков и Роман Богданов). Робкая, нежная, трогательная, но при этом очень смелая и сильная Маша Миронова (Екатерина Шарыкина и Карина Балашова).

Самобытны и колоритны родители главных героев. Гротесково-гиперболизированы отец Маши - Капитан Миронов (Андрей Кайков и Роман Радов) и отец Гринёва (Юрия Сазонов). Несмотря на некоторую внешнюю эксцентричность оба персонажа - эталоны верности своему Отечеству.

Мария Голубкина создала потрясающе объёмный образ Капитанши, настоящей русской женщине, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт», и, не задумываясь, пойдёт на эшафот вслед за своим мужем: "Вместе жить, вместе и умирать".

Мать Гринёва (заслуженная артистка России Анна Глазкова) - олицетворение патриархальных семей, в которых жена всегда слушается мужа.

Самый колоритный и обаятельный персонаж - слуга Петра Гринёва Савельич, которого в разных составах воплощают народный артист России Александр Дик и заслуженный артист России Сергей Селин. В этом герое аккумулируется квинтэссенция бескорыстной и беззаветной любви, во многом Савельич является для Петра заботливым и любящим Ангелом-хранителем.

Особое внимание привлекают образы исторических персонажей, Емельяна Пугачёва и Екатерины Великой.

В роли азартного дерзкого авантюриста предстают Вячеслав Разбегаев и Александр Рожковский. И, признаться честно, этот харизматичный персонаж вызывает гораздо больше симпатии, чем подлый Швабрин.

Как дерзко из его уст звучит фраза «Казнить- так казнить, миловать - так миловать», как увлечённо он рассказывает Петру историю Орла и Ворона, которая является жизненной философией Пугачёва! Бессмысленный и беспощадный Русский бунт показан со всем трагизмом.

В роли властной справедливой Императрицы предстаёт народная артистка России Ольга Богданова. Екатерина Великая появляется на сцене не только в кульминационном финале спектакля, в котором её благородство помилует  главного героя, но и под занавес первого акта. Её монолог о феномене Емельяна Пугачёва в историческом контексте вызывает желание поближе познакомиться с фактами жизни этой противоречивой личности. Это ещё один мостик в «Летопись времён»: без прошлого, как и известно, нет будущего, и любой наш поступок на дороге жизни может стать фатальным.

Во взгляде из будущего в прошлое много философии и размышлений.

На протяжении всего спектакля зрители эмоционально и энергетически транспонируют себя на место героев и задумываются: «А как поступил бы я в этих обстоятельствах? Смог бы сохранить верность чести или подчинился бы страху смерти и совершил предательство?» Эти риторические вопросы важно задавать себе на любом отрезке жизни.

Спектакль Павла Сафонова, безусловно, будет интересен самой широкой аудитории зрителей.

Для школьников ожившие на сцене герои из книги Пушкина станут морально-нравственным ориентирами (ведь никто не желает быть таким, как Швабрин) и, хочется надеяться, вдохновят поближе познакомиться с творчеством гениального писателя, взрослой аудитории снова и снова напомнят о незыблемых понятиях чести, достоинства и благородства.

Спектакль о нравственном выборе в эпицентре роковых исторических событий получился очень пронзительным и проникновенным, затрагивающим потаённые струнки души.

«Капитанская дочка» Павла Сафонова, словно метель, несущаяся сквозь столетия, чётко демонстрирует контраст между добро и злом, порядочностью и подлостью, верностью и предательством, и говорит о том, что в жизни всегда есть место подвигу, а долг может быть сильнее страха смерти. Ближайший показ «Капитанской дочки» - 2 мая.

 

В затейливые перипетии захватывающего сюжета погружалась корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра Российской Армии

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь