«Самый низкий поклон, самый высокий полёт!» - музыкальная драма Алексея Франдетти «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова»

Новости

«Самый низкий поклон, самый высокий полёт!» - музыкальная драма Алексея Франдетти «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова»

«Самый низкий поклон, самый высокий полёт!» - музыкальная драма Алексея Франдетти «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова»

«С надеждой на крылья, живущий на грани» - в июле 2023 года отметили 130-летие со Дня рождения Владимира Маяковского, жизнь и творчество этого выдающегося поэта можно назвать тонким пульсом времени, синтезом энергии, экспрессии, эмоций, синергией контрастов и парадоксов. Творчество Маяковского было отличным от других, но навсегда стало классикой поэзии и вошло в историю. 8 сентября 2023 музыкальная драма «Маяковский» открыла 97-й сезон легендарного театра «Ленком Марка Захарова», с первых показов оригинальный спектакль стал бестселлером.

«Это был непростительно высокий полёт»

«Маяковский» - первая постановка Алексея Франдетти на сцене «Ленкома Марка Захарова» в должности главного режиссёра. В процессе работы над масштабной инновационной постановкой создатели проделали колоссальную, очень кропотливую и скрупулёзную работу. Потрясающий спектакль Алексея Франдетти, приуроченный к юбилею великого поэта, стал не просто формальным посвящением гениальной личности, а масштабным, метафоричным, пронзительным и проникновенным обращением к современникам и потомкам.

Авторами муздрамы выступили Василий Вакуленко (Баста) и его команда Gazgolder (музыка и стихи), а также драматург Ника Симонова.

Театр в наше время, как и поэзия, не имеет чётко структурированных стандартов и форм: муздрама «Маяковский» нивелирует шаблоны и раздвигает горизонты. Столетие назад поэзия Лидера русского футуризма стала революционным прорывом в сердца и в массы: музыкальная драма «Маяковский»  - уникальный мост из прошлого в настоящее и будущее, стирающий границы времени и пространства.

Каждый поэт творил в своей эпохе, Владимир Маяковский создал совершенно уникальный ритм и стиль стихов, каждое слово и строка которых изобилует безграничными смыслами, резонирующими в самое сердце. Но надо признать, что многие наши современники с трудом воспринимают ритмы и рифмы Маяковского. Благодаря восхитительной сценической адаптации Алексея Франдетти и всей команды спектакля творчество и личность этой феноменальной «глыбы» становится гораздо более понятным и близким как людям зрелого возраста, так и молодёжи, что особенно важно: в этом и есть сохранение традиций и преемственность поколений.

Постановка воплощена с глубоким уважением, искренним восхищением, человеческим сочувствием и состраданием к тонко чувствующей, противоречивой, сотканной из контрастов и парадоксов личности Поэта.

Слово создателям

Алексей Франдетти: «Василий, его музыка и стихи абсолютно созвучны фигуре Маяковского. Это музыкальный временной мост, который он построил. И если уж делать музыкальный спектакль по – и про – Маяковского, то лучшего автора чем Василий не найти».

Мысль главного режиссера поддерживает директор театра, заслуженный деятель искусств России Марк Варшавер: «Сегодня рассказывать о том, как и чем жил великий поэт, о его идеях и о том, как он их воплощал в жизнь, необходимо понятным молодежи художественным языком».

Василий Вакуленко признается: «Ровно десять лет назад я участвовал в документальном фильме о Маяковском, читал фрагменты его стихов. Тогда случилось мое первое полноценное погружение в его творчество, которое сейчас масштабировалось до самостоятельного произведения. Для меня музыкальная драма «Маяковский» стала большим событием, как и все составляющие проекта – «Ленком», легендарная сцена, атмосфера и сам поэт – жадный до творчества, стихийный, отдающий».

«Акробаты разбитых надежд срываются вниз»

Бунтарь и лирик, активист и романтик… В спектакле в той или иной степени нашли отражение разные стороны жизни Владимира Маяковского. В образе поэта в разных составах предстают талантливые молодые артисты, Станислав Тикунов и Игорь Коняхин.

Обаятельный и импозантный Станислав Тикунов восхитительно отражает контраст внешней силы, могучей стати Владимира Маяковского, которого по фактуре можно сравнить с былинным богатырём, с тонкой, ранимой душой, с отчаянной жаждой быть понятым, принятым и похваленным своей Музой, которой он предан подобно щенку. Взбалмошная, эгоистичная, экспрессивная Лиля Брик даже называла Владимира «Щен».

Любовь Маяковского к собакам нашла отражение на сцене в виде живой собаки, которая, пожалуй, была его самым верным другом (Щена воплощает йоркширский терьер Барни ) .

В захватывающем сюжетном действии зрители видят отношения Маяковского с коллегами и близкими, особое внимание уделено личностям, ставшим знаковыми в его судьбе – музе поэта Лиле Брик, её мужу Осипу.

В образе Лили Брик предстают Анна Зайкова и Наталья Инькова. Историки до сих пор пытаются разгадать удивительный феномен женской манкости этой дамы, не обладающей от природы какими-либо выдающимися внешними данными, но наделённой уникальной притягательностью, индивидуальностью и харизмой.

В трактовке Анны Зайковой Лиля - соблазнительная и страстная женщина-потребитель, которая любит только себя, ловко манипулирует чувствами и поступками ради своей выгоды.

Осип (Александр Горелов) - типичный предприниматель, для которого рентабельность всегда и во всём превалирует над чувствами и эмоциями.

В наше время Лилю с Осипом легко назвали бы имиджмейкерами и продюсерами: они расчётливо планируют и просчитывают как внешний облик Владимира, так и влияют на его творчество. С лёгкой (а скорее роковой) руки этой семьи Маяковский станет «рупором революции». Непростой любовный треугольник, который по сей день будоражит массы, показан максимально деликатно, без каких-либо пошлых параллелей и намёков. 

Лиля берёт с поэта обещание, что всю свою лирику он будет посвящать исключительно ей и никому другому, и верный, преданный «Щен» держит данное слово. Его любовь к своей Музе граничит с одержимостью и зависимостью: Маяковский готов на всё ради её внимания, благосклонности и похвалы, но Лиля всегда думает лишь о своих интересах.

Другие женщины, с которыми судьба сводила поэта, также искусно вплетены в сюжетную линию.

Сестра Лилии Эльза познакомит его не только с Лилей, но и с Татьяной Яковлевой (эту героиню, которой Владимир ненадолго сильно увлечётся, в разных составах воплощают Ульяна Москаленко, Катерина Кучма, Анастасия Марчук и Татьяна Збруева).

Роман с Элизабет (Елена Есенина и Екатерина Драчёва) стремительно разовьётся в дни путешествия Маяковского по Америке, куда он приедет навестить своего друга. Последнее увлечение Владимира, актриса Вероника Полонская (Алёна Митрошина и Ульяна Москаленко), как и Лиля, не будет готова всецело посвящать себя поэту, который балансирует на грани здравомыслия и безумия.

До начала действия и в антракте на экранах мелькают фотографии героев с кратким экскурсом в их биографии. Это вызывает желание познакомиться с историческими архивами и фактами.

Среди творческих соратников и оппонентов Маяковского в спектакль интегрированы Максим Горький (его в разных составах воплощают Станислав Беляев, Виктор Раков и Александр Сальник), Корней Чуковский (Иван Агапов и Виталий Боровик), Давид Бурлюк (Алексей Скуратов, Андрей Горист и Евгений Скочин). У каждого из этих героев всего несколько сцен, но они очень показательны, значимы и объёмны как в содержании, так и в воплощении.

Особое место (что абсолютно логично) уделено Сергею Есенину (Дмитрий Никонов и Андрей Сергиевский). Поэтический батл с Есениным - дуэль не только стихов, но и поединок мировоззрений, гражданской и социальных позиций. Только в финале станет понятно, что пропасть между Есениным и Маяковским совсем не так фатальна и непреодолима, как казалось. Трагичная сцена смерти Сергея Есенина поставлена невероятно мощно и пронзительно в кроваво красном цвете.

«Классический убийца», «гений интриг», чекист Яков Агранов (Станислав Рядинский и Сергей Пиотровский) - «серый кардинал», сгубивший ни одну жизнь.

Трогательно и трепетно, словно кружево, в постановку вплетены сцены из детства поэта: в образе матери Владимира предстают Елена Шанина и Любовь Матюшина, отца в разных составах воплощают Александр Карнаушкин и Олег Кныш. Маленького Володю играют Егор Фурника и Саша Нуркас. Ностальгируя по родной Кутаиси, Маяковский писал стихи «лесенкой», до самой смерти в его сердце жил порывистый, наивный, непосредственный, полный задора, куража и максимализма ребёнок, который отрицал ложь, фальшь, подлость и корысть.

Усиливает и без того мощный энергетический накал альтер-эго Владимира Маяковского: персонаж Кирилла Русина в программке спектакля указан как «Талант». Виртуозный танцовщик чувственным языком пластики и хореографии отражает всё то цунами чувств и эмоций, которые кипят и бурлят в душе поэта. В финале Владимир Маяковский задушит этого героя, что очень образно и метафорично.

«Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется!»

В концептуальном рисунке спектакля каждый музыкально-хореографический номер воспринимается не разрозненным включением, а является неотъемлемой частью действия, усиливающей эмоциональное восприятие истории. Каждую сцену спектакля смело можно назвать кульминационной - динамика и драйв на разрыв на аорты.

Знаменитый художник-постановщик Вячеслав Окунев в тандеме с художником по свету Иваном Виноградовым создали многоуровневые металлические конструкции, излучающие буквально магические и мистические световые вспышки.

Восхитительная, виртуозная, темпераментная хореография Ирины Кашубы в музыкальной драме «Маяковский» особенно восхищает. От разнообразия жанров и танцевальных стилей, экспрессии и грации как сольных, так и ансамблевых мизансцен, буквально захватывает дух. Например, в сцене знакомства Владимира с Лилей и Осипом танцевальный перформанс Таланта настолько мощен, что действует на присутствующих, словно электрошок.

Костюмы (художники по костюмам Анастасия Пугашкина и Екатерина Гутковская)  - калейдоскоп образов и микс разных стилей. Сюжет, в котором исторический контекст времени и сложный любовный треугольник – Маяковский – Лиля и Осип Брики – привели к трагической развязке, разворачивается стремительно.

Стиль рэпа тонко синхронизируется с творчеством и личностью поэта. «Музыка стихов» динамична и ритмична, каждая композиция метко попадает в самое сердце. Задаёт тон спектаклю посвящение и обращение к поэту «Непростительно высокий полёт». Лиричный дуэт Маяковского и Эльзы - тонкая корреляция со звёздами, которые «зажигают» не просто так. Эффектный дуэт двух сестёр, Лили и Эльзы, убеждает, что «Любовь игра». Нежна и проникновенна «Колыбельная» матери с грузинским колоритом. Великолепен литературный батл Маяковского с Чуковским и Горьким, в котором главный герой убеждён: «За нами будущее, значит перед нами - прошлое!» В сцене смерти Есенина звучат трагичные «Вороны». Аллегоричен дуэт Маяковского и Элизабет «В разные стороны», концептуально выстроенный на мосту. Многоуровневые мосты, соединяющие и навсегда разъединяющие героев, атмосферная часть сценографии, в которой много ассоциативных символов (от ада до рая, от земли до небес, от прошлого до настоящего и будущего).

 «Выход один - Лети!»

Что мы знаем о Гениях? Почти ничего... Кроме воспоминаний очевидцев о них, которые только отчасти бывают правдивы, а зачастую - откровенно лгут. А между тем, судьба каждого из гениальных личностей невероятна по амплитуде событий и эмоций, которые переживает человек, наделённый особенными, уникальными способностями в той или иной сфере...

В сцене смерти Маяковского звучат стихи из его предсмертной записки. Анализировать, мог ли кто-то или что-то удержать поэта от рокового выстрела, бессмысленно: увы, жизнь не терпит сослагательного наклонения.

 «Когда меня не станет, я буду петь голосами своих детей» - в «круговороте людей» аккумулируется суть всей жизни нашей цивилизации, преемственность поколений, сохранение, продолжение и приумножение традиций, стремление к прогрессу и развитию… Символично, что  в кульминационном финале все участники музыкальной драмы исполняют гениальную «Сансару» Басты. В заключительной мизансцене артисты покидают сцену, а Владимир Маяковский и его Талант, словно Маяк, застывают, озарённые ярким лучом света.

Потрясающий спектакль Алексея Франдетти и всей блестящей команды «Ленкома Марка Захарова» стал не статичным формальным посвящением огромной «глыбе» слова и чувств, а трогательным и трепетным гимном любви и благодарности во славу выдающейся  личности, творчество которой, подобно Маяку, помогает не сбиться с пути в затейливых лабиринтах судьбы. Ближайшие показы музыкальной драмы «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» состоятся 11, 12 мая и 29, 30 июня.

 

Восхитительную музыкальную драму посетила корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии Юлии Губиной и Сергея Милицкого - пресс-служба театре «Ленком Марка Захарова»

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь