Музыкально-драматический спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» в постановке Полины Агуреевой - многострадальная и милосердная русская душа

Новости

Музыкально-драматический спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» в постановке Полины Агуреевой - многострадальная и милосердная русская душа

Музыкально-драматический спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» в постановке Полины Агуреевой - многострадальная и милосердная русская душа

«Летопись времён» человечества проходит множество этапов в своём развитии, история государства Российского изобилует разнообразными событиями, а феномен «русской души» по-прежнему остаётся непостижимым.

5 февраля в 19.00 на Основной сцене Театра Гоголя состоялась премьера музыкально-драматического спектакля «Соборяне. Картины русской жизни».

Постановка заслуженной артистки России Полины Агуреевой - второй совместный проект V Зимнего международного фестиваля искусств в Москве и Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя.  Полноценным участником спектакля также является камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.

Год назад эта же творческая команда представила премьеру спектакля "Живые и мертвые. Солдатами не рождаются" по одноименному роману Константина Симонова, с подробной рецензией на постановку можно познакомиться по ссылке:  Пронзительный спектакль Полины Агуреевой: «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются»: «Святей и чище Чувства Родины людям никогда не обрести!»- https://worldpodium.ru/news/pronzitelnyy-spektakl-poliny-agureevoy-zhivye-i-mertvye-soldatami-ne-rozhdayutsya-svyatey-i

«Живые и мёртвые» - потрясающий спектакль о неразрывной связи каждого человека со своей страной, с историей предков, с прошлым, настоящим и будущим. 

В новом спектакле Полина Агуреева продолжила глубинное исследование русской души. Спектакль поставлен по роману Николая Лескова «Соборяне», написанному 150 лет назад и тонко созвучному с нашим временем.

СЛОВО СОЗДАТЕЛЯМ

Артистический директор V Зимнего международного фестиваля искусств в Москве Юрий Башмет: «Во время репетиций нашего прошлого совместного спектакля, «Живые и мертвые», Полина Агуреева рассказала мне, что у Лескова есть такой потрясающий рассказ «Соборяне». Мне эта идея показалась интересной, и мы начали искать материал и думать, что с этим можно сделать».

Режиссер, исполнительница главной женской роли Полина Агуреева: «Когда мы ездили на гастроли со спектаклем «Живые и мертвые», я много рассказывала Юрию Абрамовичу Башмету и его директору Дмитрию Гринченко про роман Лескова «Соборяне», который очень люблю. Они предложили мне сделать спектакль по этому произведению. Это наш второй совместный проект.

Я с большим уважением отношусь к творчеству Юрия Абрамовича, и мне интересен формат спектакля, в котором участвует оркестр. Композитор Валерий Воронов создает музыку для постановки одновременно с тем, как мы репетируем. Это сложный, но очень интересный процесс.

Тексты Лескова, писателя XIX века, звучат сегодня поразительно современно. Лесков остро, полемически размышляет на те же темы, которые волнуют нас и сегодня — о либерализме, о связи настоящего и прошлого, о вере. Несмотря на «хронический» характер наших российских проблем, любовь у Лескова к России безусловна, и для меня это очень важно.

«Соборяне» - роман непростой, избыточный, его композиция организована по принципу матрешки. Хотелось и в сценической форме сохранить эту мозаичность, поэтому мы дали спектаклю подзаголовок «Картины из русской жизни».

Роман Лескова — это переплетение разных орнаментов, которые в конце концов складываются в картину русского менталитета, глубокого, противоречивого, порой трагикомического — всего того, что есть русское. Недаром Лескова называют собором Василия Блаженного в слове. 

Герои «Соборян» — люди вовсе не идеальные, они, по Евангелию от Иоанна, – «болящие, слепые, хромые, сухие», но жаждущие спасения.

На мой взгляд, Лесков - один из тех авторов, который приоткрывает створку в тайну русской души. В это интересно вместе с ним погружаться, понять, почувствовать и попытаться выразить.

В спектакле принимает участие та же команда, которая была в «Живых и мертвых». Это Илья Шакунов, Алексей Вертков, Максим Литовченко, Варвара Насонова. И в мировоззренческом, и в эстетическом смысле мы слышим и понимаем друг друга. Мы пригласили и замечательную актрису МХТ Наталью Егорову, в спектакль влились и актеры Театра Гоголя. Наша команда – это люди, которые объединены одними ценностями, одним поиском, и Лесков помогает нам это выразить».

 «Жизнь прожить - не поле перейти»

Ландшафт жизни каждого человека не бывает одной лишь равниной - в затейливых лабиринтах судьбы приходится преодолевать и горные массивы, и речные переправы, и глубокие опасные овраги, и зыбкие плёсы, и стремительные пороги…  Всё это нашло отражение в декорациях спектакля: сценография художника-постановщика Марии Митрофановой очень метафорична - в ней много ассоциативных образов и аллегорий. Две лодки, многоярусные конструкции, помосты… Всё выполнено из дерева, и это тоже символично - неразрывная связь человека с природой, с корнями, незыблемость прошлого. Музыканты оркестра облачены в холщёвые рубахи, разумеется, это тоже часть концептуальной ткани драматургии спектакля, которая, по словам Полины Агуреевой, выстраивалась в стилистике «матрёшки». Художник по костюмам -  Тамара Эшба. Декорации - не статичный фон, а непосредственная часть действий. Актёры должны обладать хорошей физической формой, чтобы органично чувствовать себя в таком сложном геометрическом пространстве.

Музыка композитора Валерия Воронкова- симбиоз разных стилей, граней и настроений, калейдоскоп эмоций в самой широкой амплитуде. Музыка и драматургия являются не синтезов разных жанров, а гармоничной синергией, единым целым, которое обрамляет и дополняет друг друга, усиливает эмоциональный и энергетический эффект

Мы не будем пересказывать сюжет произведения о жизни Старгородских попов: даже у тех зрителей, кто не знаком с литературным первоисточником, происходящие на сцене события не вызовут диссонанса - сложный философский сюжет поставлен понятно и логично.

Режиссёр определила жанр спектакля, как трагифарс. Это даёт большой простор для контрастных вариаций, парадоксальных, пронзительных, комичных и трагичных.

В постановке искусно завуалировано множество вечных истин и непоколебимых смыслов. «Соборяне» -пронзительное размышление о вере и верности, подлости и предательстве, сомнениях и стремлениях, о чести и совести, о том, что принято называть словом «русская душа», непостижимая и неизведанная, непоколебимая и несгибаемая.

Актёры воплощают своих героев невероятно органично.

Полина Агуреева предстаёт в образе Натальи Николаевны, верной жены и мудрой спутницы жизни протоиерея Савелия, которого воплощает Илья Шакунов. Такая супруга - настоящая находка для любого мужчины, понимающая, внимательная, чуткая. Протоирей Савелий - образец стойкости и честности смиренного человека, верного своим принципам и жизненным ценностям, ни при каких обстоятельствах не готового идти на компромисс со своей совестью.

Импульсивный Дьякон Ахилла (Алексей Вертков), мягкий, ведомый батюшка Захарий (Максим Литовченко),  властный предводитель дворянства Пармён Туганов (заслуженный артист Александр Андриенко), сумасбродная, своенравная помещица Марфа Плодомасова (народная артистка России Наталья Егорова), ставящий под сомнения веками существующие каноны, учитель Варнава (Антон Лызо)…

Каждый актёр вносит свою уникальную лепту в драматургию масштабной философской, можно сказать, притчевой истории.

Учитель Варнава станет пешкой в руках коварных интриганов-провокаторов и невольно начнёт помогать им в подлых оговорах и наветах. Протоиерей Савелий и его супруга - эталоны не только супружеской любви и верности, но и человеческой порядочности, стойкости и благородства.

В поисках своих героев Лесков обращался к древнерусской литературе: к жанрам жития, летописи, сказаний. Это позволило наполнить образы архетипическим звучанием — тем, что и сейчас, с течением времени, остается исконно русским.

Хроника «Соборяне» — это переплетение самых разных человеческих типов. Лесков-художник приблизился к тайне, которая называется «русская душа». В русской душе Лесков подметил нечто такое, что способно сделать грешника праведником. Праведники Лескова –– это блаженные, их святость – явление метафизическое, вечно русское. Его персонажи — «чающие движения воды», духовного и телесного исцеления. Это люди вовсе не идеальные, они, по Евангелию от Иоанна, – «болящие, слепые, хромые, сухие», но жаждущие спасения. Создавая колоритные характеры, писатель осмысляет философские проблемы: связь настоящего, прошлого и будущего, смысл человеческого существования, единство всего живого.

Лесков строит свою систему ценностей на вечных вопросах — что есть истина и ложь, добро и зло, святость и грех. Эти вопросы волнуют нас и сегодня. Никто никогда не знает, как проявит себя в тех или иных обстоятельствах: одни до конца остаются верными своим убеждениям, а другие дают волю малодушию и подлости.

Полине Агуреевой в прекрасном творческом тандеме со всеми создателями спектакля, виртуозными музыкантами и замечательными актёрами удалось передать ту мощную энергию и силу, которая заложена в произведении писателя, воплотить на сцене непоколебимый, несгибаемый «русский дух», который невозможно уничтожить и сломать.

Во времена, когда «то, что навеки казалось незыблемым, на наших глазах догорает до тла», размышления героев Лескова звучат очень остро и невероятно актуально.

«Соборяне» мягко и нежно говорят нам о том, что милосердие и сострадание неотъемлемая часть парадоксальной, противоречивой, многострадальной русской души. И эти качества являются одной из важнейших составляющих нашего человеческого кода и рода.

«Картины русской жизни» - вернисаж образов и смыслов, и каждый зритель увидит в этой галере что-то своё, знакомое и по-настоящему родное. Поздравляем всех причастных к «Соборянам» с премьерой и надеемся, что уже через год великолепная творческая команда подарит нам следующую постановку, во всей гамме чувств исследующую и воспевающую русскую душу.

 

"Картины русской жизни" постигала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - Юрий Покровский и Сергей Виноградов

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь