Премьера спектакля Никиты Кобелева «Жизель Ботаническая» на Малой сцене МХТ имени Чехова: «Милосердие и сострадание спасут мир!»

Новости

Премьера спектакля Никиты Кобелева «Жизель Ботаническая» на Малой сцене МХТ имени Чехова: «Милосердие и сострадание спасут мир!»

Премьера спектакля Никиты Кобелева «Жизель Ботаническая» на Малой сцене МХТ имени Чехова: «Милосердие и сострадание спасут мир!»

Под занавес 125-го сезона МХТ имени Чехова представил премьеру спектакля «Жизель Ботаническая» в постановке Никиты Кобелева. Премьерные показы пронзительного спектакля по произведениям Эдуарда Кочергина с успехом прошли 6 и 7 июля на Малой сцене театра. 

Никита Кобелев назначен главным режиссером Александринского театра, а это значит, что в ближайшем сезоне в Москве точно не стоит ожидать новые спектакли одного из самых талантливых и востребованных молодых режиссёров.

Для Никиты Кобелева «Жизель Ботаническая» - не первое обращение к творчеству Кочергина, режиссёр уже работал с прозой Эдуарда Степановича: в 2012 году он был автором радиопостановки по книге «Крещённые крестами».

Эдуард Кочергин – мэтр сценографии, вот уже более полувека главный художник петербургского БДТ. Но есть и другая ипостась Кочергина, не менее известная. Эдуард Степанович – автор семи книг, в которых он рассказывает о своей жизни, о профессии, о том, что видел и каких людей встречал, в том числе, в скитаниях, пережитых им в детстве. Ребёнок репрессированных родителей, в победном 1945-м в возрасте восьми лет он сбежал из детприемника в Омске и почти семь лет самостоятельно добирался в родной Ленинград. В основе спектакля «Жизель Ботаническая» — его рассказы об обитателях ленинградского «дна», полные сочувствия и щемящей нежности к искалеченным войной людям.

Спектакль по прозе Эдуарда Кочергина – это калейдоскоп историй о «ботанических девушках», торгующих собой у Ботанического сада в послевоенном Ленинграде и сообща воспитывающих дочку погибшей товарки, воплощая в девочке-сироте собственные несбывшиеся мечты о лучшей, чистой, сказочной жизни…

«Жизель Ботаническая» - потрясающий спектакль о женщинах, которые упали в социальную и морально-нравственную пропасть, но не утратили искренность, доброту, милосердие. Создатели спектакля не романтизируют представителей древнейшей профессии, но они демонстрируют, что даже на самом дне жизни можно остаться Человеком, способным любить, сочувствовать и сострадать...

Жанр спектакля - комедия о горькой жизни. Никите Кобелеву в тандеме с восхитительными актёрами и высокопрофессиональной командой спектакля удалось с невероятным добром, теплом, иронией рассказать о трагичных судьбах, полных боли и драматизма.

«Сколько нас, столько разных судеб. Легким путь никогда не будет…»

С восторгом отметим актрис МХТ, которые во всей палитре чувств проживают на сцене непростые судьбы своих героинь. У каждой героини в сценическом действии есть свой «звёздный час», пронзительный, исповедальный монолог, посвящённой её жизни.

«Началась эта артельная история в великое коммунальное время сразу после Отечественной на Петроградской стороне, когда стала возрождаться уличная жизнь со всеми её узорами и чудо-юдами…»

Лидка Петроградская (Светлана Колпакова) - глава этой артели и прирождённая «мадам» по стойкому характеру и силе духа. Ни раз и ни два в своей непростой жизни Лидка Найдёнова осиротела и вынуждена была начинать всё с нуля, но при всех коллизиях непростой судьбы были в её жизни и твёрдые принципы, от которых она не отступалась.

Муська Колотая (Ульяна Глушкова) - эталон харизмы и образец искусства тату, который для многих клиентов сопоставим с «Эрмитажем».

Шурка - Вечная Каурка (Надежда Жарычева) - строгий держатель артельного общака и ответственная за здоровье своих коллег по артели (по своему образованию Шурка- фельдшер).

Аришка Порченая (Полина Романова) - руководитель самой юной части коллектива, которая с детства постигла азы «древнейшей профессии».

 Екатерина Душистая (Ксения Теплова) - самая "элитная" товарка, которая несмотря на "обласканность" сильных мира сего (не только физическую, но и финансово- экономическую), не зазналась от изобилия: Екатерина занималась меценатством и помогала детям своих менее фартовых коллег.

Артём Соколов блистательно воплощает всех мужских персонажей истории. То бравый моряк, то нелепый сосед, то рассказчик, который проводит публику по затейливым лабиринтам сюжетных линий. Если героини неоднократно за время действия меняют наряды и грим, то для перевоплощений облачённого во фрак Артёма используется реквизит и другие элементы костюма.  

Дашка Ботаническая (Юлия Витрук в нашем фоторепортаже, в другом составе - Софья Шидловская) - товарка, трагически погибшая под колёсами трамвая.

Подруги по артели возьмут шефство над её дочкой Гюлей (Авдотья Сальникова), которая станет настоящей путеводной звездой в их беспросветной жизни. Вовремя заметив и распознав склонность девочки к хореографии, «артельная семья» сделает всё, чтобы развить и приумножить природный талант. Благодаря помощи и поддержке своих заботливых «тётушек» Гюля не будет ни в чём нуждаться, девочка вырастет, поступит в Вагановское училище, а на дипломном спектакле будет танцевать Жизель. После триумфа на выпускном талантливую трудолюбивую девушку пригласять стать солисткой в Уфимский театр оперы и балета…

Балет - элитарное искусство, и тем сильнее, острее,  воспринимается контраст между героинями и этим дивным пленительными миром.

Сцена, где юная Гюля репетирует у балетного станка, а её заботливые «тётушки» неловко, нелепо, но азартно и смело подключаются к творческому процессу, можно сказать, отражает ту пропасть, которая пролегает между приземлёнными и возвышенным. Но неравнодушие и милосердие позволят им хотя бы приблизиться к крылатому «Пегасу Мечты» и почувствовать себя причастными к высокому искусству.

«Жизель Ботаническая» станет для женщин, измотанных испытаниями и потерями, квинтэссенцией мечты и смыслом жизни: успехи это девочки - будут их успехами, её триумф - их триумфом!

Сценография Наны Абдрашитовой, с которой у Никиты Кобелева уже сложился успешный творческий тандем, максимально метафорична и аллегорична. Основа декораций - огромные шкафы, мгновенно превращающиеся в гримёрные столики: каждый шкаф - целый мир, отражающий уникальную индивидуальность каждой героини. В мгновении ока благодаря виртуозным световым и сценическим эффектам шкафы трансформируются в театральные ложи, а на сцене оживает дивная сцена Мариинского театра…

Соблазнительные, эффектные и эротичные костюмы Марины Бусыгиной соответствуют эстетике эпохи.

Несмотря на пикантный род деятельности героинь в спектакле Никиты Кобелева нет места примитивной пошлости и провокационности  - режиссёр исследует человеческую душу и говорит зрителям о том, что даже в зачерствелых сердцах куртизанок есть место чуткости и нежности.

Никита Кобелев: «Сегодня время фейков. Время, когда мы живем в реальности, где не понятно, где правда, где ложь. Ориентиры меняются, трансформируются ценности. И важно рассказать о чем-то человеческом: о милосердии, о заботе о другом человеке, о том, что человек друг другу важен. Мне важно было понять восприятие этой профессии, разрушить в головах зрителей какие-то стереотипы. Героини меняются на наших глазах, и это важный для них путь. Я думал о том, как их будут воспринимать. Мы свою жизнь уже не поменяем, но если можем сделать что-то хорошее для другого человека, то это ценно».

В постановку органично интегрированы различные музыкальные вставки, которые придают ещё более мощные акценты невероятно эмоциональному спектаклю. В финале все героини а капелла поют "Катюшу", вложив в эту песню всю боль от разбившихся иллюзий и нереализованных надежд…

Мудрая восточная пословица: «Если в твоей душе осталась хоть одна цветущая ветвь, на неё всегда сядет поющая птица...»

И в этом, пожалуй, заложен глубочайший смысл спектакля Никиты Кобелева: «стрелки времени» нельзя повернуть вспять, невозможно прожить жизнь заново и избежать каких-то фатальных ошибок в своей судьбе, но очень важно не отчаиваться и не ожесточаться.  Если есть хотя бы малейшая возможность помочь тому, кто нуждается, то необходимо помогать, что и сделали героини спектакля. В противоречивых грешницах, хлебнувших в жизни много горя, порой гораздо больше человеческого сочувствия, добра и тепла, чем в тех, кто живёт праведно, но эгоистично забыл о таких понятиях, как милосердие и сострадание...

 

В послевоенный Ленинград погружались:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф Абдуллаева Ирина

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь