«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца», - «Преступление и наказание» в спектакле «Р.Р.Р.»

Новости

«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца», - «Преступление и наказание» в спектакле «Р.Р.Р.»

«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца», - «Преступление и наказание» в спектакле «Р.Р.Р.»

Творчество классика русской литературы Фёдора Михайловича Достоевского навечно вошло в мировую историю многоликим пластом искусства, в котором на примере разных судеб чутко отражены глубинные размышления о природе человеческой личности. Вот уже на протяжении 150 лет роман Достоевского «Преступление и наказание» не оставляет равнодушным: произведение анализируют, о нём дискутируют и спорят. Каждый читатель читает роман сквозь призму своего восприятия: классика вечна, как и бесконечное множество её интерпретаций, точек зрения и разнообразных трактовок. 

В репертуаре Московского театра им. Моссовета больше шести лет идёт спектакль «Р.Р.Р.» - авторская постановка режиссёра Юрия Ерёмина по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 

Знаменитому режиссёру в спектакле принадлежит не только постановка, но и сценарий, сценография и костюмы.

Формулировки «по мотивам» в описании спектакля совсем не нужно опасаться, так как она вполне логична: в один спектакль невозможно полностью вместить огромное произведение Достоевского, где психологический портрет каждого героя и все другие детали прописаны с ювелирной точностью.

Главное, что Ерёмину удалось в своей постановке – это воплотить сценическую интерпретацию великого романа, воссоздав в магическом сценическом пространстве не только знакомых всем со школьной статьи персонажей, но и уникальную атмосферу произведения, мотивацию тех или иных поступков действующих лиц.

В спектакле «Р.Р.Р.» режиссёр размышляет о многих морально-нравственных ценностях, которые не трансформируются с течением времён.

В название постановки символично легли инициалы главного героя – Раскольников Родион Романович, как и в произведении Достоевского, в спектакле Ерёмина всё действие концентрируется на личности главного героя –психологической борьбе, которая идёт в недрах сознания запутавшегося в непростых жизненных лабиринтах молодого человека.

Зрители вместе с Родионом проходят этот путь – от безверия к вере через боль, страх, отчаяние, через преступление.

Родион Раскольников (актёр Алексей Трофимов) - молодой парень, красивый, статный, но потерянный,  угнетённый и разочарованный несправедливостью, которая царит вокруг. Именно ощущение фатальной несправедливости окружающей действительности наталкивает Родиона на навязчивую идею: переступить закон. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на обыкновенных и необыкновенных, которым дозволено больше. В своих статьях он проводит параллель с Наполеоном и другими великими личностями, которые ради достижения (по их мнению) глобальных целей не боялись нарушать законы и порядки.

Извечный  нетленный вопрос, который когда-либо задавал себе каждый: «Тварь я дрожащая или право имею?» «Смогу ли я переступить?»

Случайное знакомство с пьяницей Мармеладовым (Владимир Сулимов/ Сергей Виноградов/ Олег Кузнецов) и его дочерью Соней, вынужденной жить «по жёлтому билету», ещё больше укрепляет в парне уверенность в справедливости его теории. Соня Мармеладова (Анастасия Пронина/ Анна Михайловская) в трактовке Ерёмина - кроткая, робкая, но сильная девушка, которой вера и молитва помогают не ожесточиться от своей суровой доли. Чувства, зародившиеся у Родиона к Соне, оказывают огромное влияние на поступки молодого человека, и в конечном итоге оказываются спасительными для заблудившейся души.

Опытному, умному, внимательному, мудрому и очень проницательному сыщику Порфирию Петровичу в блистательном воплощении Виктора Сухорукова потребуется много времени и сил, чтобы Раскольников сам пришёл к утопичности своих размышлений. Очень показателен психологический эксперимент Порфирия с узнаванием портрета преступника, за которого он сначала выдал известного учёного, а также инсценировка ложного допроса на глазах Раскольникова.

Алексей Трофимов играет главного героя надрывно и при этом естественно, актёр проживает на сцене разный спектр чувств своего персонажа. Многие из нас именно таким представляли себе Раскольникова, когда читали книгу.

Каждый герой вносит свою лепту в развитие событий и играет определённую роль во внутренней борьбе противоречий Родиона.

Добрый друг вчерашнего студента, искренний и бесхитростный Дмитрий Разумихин (Андрей Смирнов/Дмитрий Попов), который по воле рока оказывается племянником Порфирия.

Одержимый сестрой Родиона помещик Свидригайлов в пронзительном воплощении Дмитрия Щербины. Он грозен и жалок, жесток и раним одновременно.

Мать Раскольникова Пульхерия Александровна (Ольга Анохина/Лариса Наумкина) и сестра Дуня (Анна Михайловская/ Александра Кузенкина) безгранично любят сына и брата, поэтому готовы пожертвовать всем ради его благополучия. Только Родион не готов к таким жертвам…

Оригинальной и зрелищной находкой сценографии является воплощение рефлексии Раскольникова – глубинный анализ и борьба, идущая в затуманенном сознании молодого парня, транспонируется на огромный белый холст, на котором в режиме реального времени на печатной машинке отражаются мысли Родиона, его риторические вопросы и ответы. Звук печатной машинки, ритмично отстукивающей клавиши, как маятник бьющегося сердца, эмоционально усиливает некоторые сцены постановки.

Отдельно следует сказать о музыкальном оформлении спектакля, которое точно коррелируется с состоянием героев, обрамляя мрачную атмосферу.

На сцене разворачивается Петербург, с его набережными и мостами, тёмными переулками и широкими проспектами.

На вращающейся платформе декораций нашлось место и убогой коморке Раскольникова под лестницей, где невозможно выпрямиться в полный рост, и богатому мещанскому быту старухи-ростовщицы Алёны Ивановны (Юлия Чирко), где звучит патефон, и кабинету Порфирия Петровича, и комнате Сони Мармеладовой, и арендованным апартаментам Свидригайлова…

В противовес с суровыми реалиями жизни, мрачности и жестокости происходящего лучом белого света выступает  искренняя вера, которая спасает самые заблудшие души. Проводником этой веры, конечно же, является Сонечка,  которая не ожесточилась под гнётом судьбы.

Линия Порфирия Петровича, который намёками и прямым текстом направляет героя в нужное русло, и финал спектакля, когда герои исчезают в белом тумане, оставляет зрителями пищу для размышлений и дарит надежду на исцеление как главному герою, так и всему обществу

Возможно, не все увидят в постановке «Р.Р.Р» огромный масштаб Достоевского, с присущей ему глубинной философией. На наш взгляд, создатели спектакля «Р.Р.Р.» понятным и доступным языком достоверно и масштабно рассказали историю «Преступления и Наказания», обнажив глобальные проблемы и душевные скитания человека, деградацию общества, обесценивание моральных норм и непрерывную борьбу с самим собой. 

Все герои на финальным поклонах очень атмосферно появляются из тумана теней. Эта сцена вновь и вновь говорит нам о том, что внутренняя борьба свойственна не только Раскольникову, но и каждому из нас.

В спектакле «Р.Р.Р.» удалось нивелировать временные и пространственные границы между столетиями и обнажить проблемы, волнующие человека, сделать героев не книжными и шаблонными, а живыми.

Ближайшая дата «Р.Р.Р.» 15 сентября.

В финале нашей статьи немного абстрагируемся от конкретного спектакля и скажем несколько слов об уникальной атмосфере, которая царит в Театре им. Моссовета.

В фойе второго этажа функционирует музей театра, где представлены экспонаты многолетней истории легендарного храма искусства.

Перед спектаклем на основной сцене и во время антракта в фойе театра виртуозные музыканты играют на рояле любимые мелодии.  А ещё там же установлен большой аквариум, где можно релаксировать, наблюдая за жителями мирового океана.

И, конечно, напоминаем, что здание легендарного театра расположено в очень уютном саду «Аквариум», который является одним из оазисов тишины и умиротворения в самом центре динамичного мегаполиса.

Как все мы знаем, большинство театров летом закрываются на каникулы, Театр им. Моссовета – исключение. Это один из немногих театров столицы, которые в июле и августе продолжают работать в обычном режиме, даря москвичам и гостям столицы возможность в летний период наслаждаться многогранным репертуаром легендарного храма Мельпомены.

Добро пожаловать в театр и помните, что только здесь можно "остановить на миг мгновение и возродиться вдохновением!"

 

За «Преступлением и наказанием» наблюдала корреспондент Бурулёва Юлия

Фотограф: Елена Лапина

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь