Судьбоносные «Случайные встречи» в театре «Современник»: «Не все ли равно, чем и как счастлив человек! Последствия? Да ведь все равно они всегда существуют…»

Новости

Судьбоносные «Случайные встречи» в театре «Современник»: «Не все ли равно, чем и как счастлив человек! Последствия? Да ведь все равно они всегда существуют…»

Судьбоносные «Случайные встречи» в театре «Современник»: «Не все ли равно, чем и как счастлив человек! Последствия? Да ведь все равно они всегда существуют…»

На протяжении жизни дороги судьбы каждого из нас пересекаются с множеством людей: одни встречи мы мимолётно забываем, а другие помним всю свою жизнь. Откуда появляются любовь, страсть, ревность? Эти и многие другие чувства, которые способен испытывать человек, остаются непостижимыми. Парадокс чувств, возникающих между людьми, не в силах объяснить ни одна наука - их невозможно спланировать и спрогнозировать, это всегда синергия разных эмоций и синтез безграничной гаммы ощущений, квинтэссенция страстей, стремлений, соблазнов, сомнений, ситуаций и событий...  

16 и 18 июня режиссёр Гульназ Балпеисова представила премьеру спектакля «Случайные встречи» по произведениям Ивана Бунина.

Постановка стала первой премьерой в рамках режиссерской лаборатории «Хочу как О.Н.», приуроченной к 95-летию со Дня рождения Олега Ефремова. Олег Николаевич был новатором, который не боялся расширять границы и раздвигать горизонты театрального искусства: он сохранял и развивал незыблемые постулаты Системы Станиславского и всегда шёл в ногу с динамичным временем.

Олег Ефремов: «Режиссерскую волю надо соединить с живой актерской природой так, чтобы они не противоречили друг другу, а дополняли. Я не навязываю актеру краски, чтобы расцветить его исполнительскую индивидуальность. Постижение характера и явлений – это живой путь, и оно идет от конкретной жизни. Я бы назвал это воспитанием спектакля, а не его постановкой».

«Современник» - это не просто название театра, а лейтмотив и жизненное кредо!

В лаборатории «Хочу как О.Н.» принимают участие молодые, но уже известные своими работами режиссеры, которые стремятся сохранять и приумножать великие традиции, не боятся экспериментов и импровизаций. Эскизы трёх режиссёров по итогам лаборатории были приняты к постановке.

Сергей Тонышев готовит к премьере «Чагина» по роману Евгения Водолазкина.

Лейла Абу-Аль-Кишек представит спектакль «Над пропастью во ржи» по знаменитому роману Джерома Сэлинджера. Ранее мы рассказывали о спектаклях Лейлы в Театре Вахтангова «Обещание на рассвете» и «Феллини.8 ½», с репортажами можно познакомиться по ссылкам: 

Анна Дубровская и Григорий Антипенко в спектакле «Обещание на рассвете»: «Моя жизнь была слепой погоней за чем-то…» 

Владимир Вдовиченков, Анна Дубровская и другие блистательные Вахтанговцы в спектакле «Феллини. 8 1/2»: «Во мне твои боли болят, во мне твои копятся силы»

Гульназ Балпеисова выбрала метафоричную и философскую прозу Ивана Бунина, который является особенным для неё автором. Инсценировка рассказа И. Бунина «В Париже» из цикла «Тёмные аллеи» стала Дипломной работой Гульназ Балпеисовой  в Театральном институте имени Б. Щукина в Мастерской Римаса Туминаса.

Ранее мы рассказывали о спектаклях Гульназ «Нянины сказки» в Театре Елены Камбуровой («Нянины сказки» в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой: «Доброе сердце не знает гордости») и «Саломее» в Театре Вахтангова («Тайна любви больше, чем тайна смерти»: премьера спектакля «Саломея» на Новой сцене Вахтанговского театра).

Ученице Римаса Туминаса свойственна особая образность и аллегоричность: в спектаклях Гульназ нет непродуманных или случайных деталей, словно в затейливом витиеватом пазле, в постановках молодого талантливого режиссёра синхронизируются человеческие судьбы, разные эмоции и события.

Гульназ Балпеисова, режиссер:

«Работа с труппой театра "Современник" важный для меня опыт. Артисты, занятые в моем спектакле, прекрасно владеют психологическим, подробным способом существования на сцене. Оно земное, горизонтальное. А я существую в бунинском тексте иным - вертикальным способом. Истина этого автора возникает в точке нашего пересечения, на стыке горизонтального и вертикального. Бунин - это повседневность, которая становится поэзией. Самый главный бунинский посыл, который мне открылся в работе над спектаклем,- спешите любить. Герои Бунина, так же, как и мы, часто к такому явлению природы, как любовь, просто не готовы, боятся её. Да, любовь - большой риск. Это цунами! Но есть риск гораздо больший - отказать себе в этом чувстве».

В творчестве выдающегося писателя искусно зашифрована и тонко завуалирована непредсказуемая природа человеческой личности.

«Случайные встречи» - гармоничный синтез нескольких рассказов Ивана Алексеевича Бунина: инсценировка включает в себя две новеллы из цикла «Темные аллеи», «В Париже» и «Мадрид», легендарный рассказ «Солнечный удар», примыкающий по своей категории к этому сборнику, рассказы «Ида» и «Памятный бал», а также знаменитые «Окаянные дни», написанные Буниным в дневниковом жанре.

Герои всех этих произведений по воле рока, случая и судьбы оказались на «чужих берегах» вдали от родины и близких, но всех их в определённый момент жизни озарило внезапное чувство вспыхнувшей любви.

В спектакле нет чёткого повествования - персонажи блуждают  в пространстве и во времени, а герои разных рассказов встречаются в одной точке. Инсценировка спектакля - Мария Петерс, Гульназ Балпейсова.

Художник-сценограф - Сергей Австриевских погружает публику в абстрактное место, где происходят судьбоносные встречи и расставания. Ресторан, отель, вокзал, пристань… Все локации и интерьеры весьма условны: реальны люди  - «сколько нас, столько разных судеб…»

Персонажей объединяет его Величество Случай: почему мы выбираем тех или иных людей? Почему их сердца и души стремятся к нам или, напротив, остаются холодны к нашим порывам?

Легендарный французский философ Ларошфуко сказал: «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел». В спектакле «Случайные встречи» у зрителей есть уникальная возможность не только увидеть, но и прочувствовать противоречивую и непредсказуемую Любовь.

Любовь по Бунину - это всегда короткое замыкание, случайная встреча, «солнечный удар». Чувство, которое остается с человеком навсегда, как поцелуй Иды, который герой будет помнить «не только до гробовой доски, но и в могиле».

В последний год своей жизни Бунин написал: «Замечательно! Все о прошлом, о прошлом думаешь и чаще всего все об одном и том же в прошлом: об утерянном, пропущенном, счастливом, неоценимом, о непоправимых поступках своих, глупых и даже безумных…». 

Семь восхитительных актёров разных поколений в самой широкой амплитуде чувств проживают на сцене судьбы Бунинских героев.

Заслуженный артист России Сергей Юшкевич в тандеме с очаровательной и обольстительной Ларой Чаклин воплощают героев рассказа «В Париже». Покинувший Родину Белый генерал, оставленный женой, разочаровавшийся в своих убеждения и во многих людях, ищет искренность и трепетное тепло родственной души и находит его в лице обаятельной официантки в ресторане. Случайная встреча таких разных людей добавила ярких красок в унылую палитру их жизней, они стали друг для друга «эликсиром», помогающим восстать из пепла прошлых разочарований, но будет ли у героев время, чтобы насладиться обществом друг друга? Никто не знает, что нас ждёт через минуту, поэтому особенно важно радоваться мимолётными и призрачными мгновениям счастья «здесь и сейчас».

Сергей Юшкевич: «Гульназ очень честный, пульсирующий режиссер. Мне невероятно интересно сочинять с ней спектакль по Бунину, который труден именно своей простотой. Интересно увидеть и раскопать в этой кажущейся простоте глубины взаимоотношений между случайными прохожими на улицах чужого города. Бунин очень немногословный автор. Но за этой сдержанностью в словах стоит кипение неистовых страстей. Надо искать состояние потерянного человека, который пытается вернуться к привычной жизни.  Люди- потеряшки: кого-то выбросили, кого-забыли, кто-то сам заблудился. Это симфония ужаса человеческого, которую Гульназ создает еще и при помощи особого звукового и музыкального ряда: дыхание, оперные арии, скрип стульев, песни Вертинского. Все это чья-то жизнь…»

Благодаря магии сценического искусства персонажи из разных рассказов Ивана Бунина встречаются друг с другом, а некоторые актёры, например, Евгений Шишкин и Евгения Курова, благодаря оригинальной задумке режиссёра проживают на сцене сразу несколько литературных судеб.

Профессиональную певицу, актрису Театра музыки и поэзии п/р Е.А. Камбуровой Евгению Курову Гульназ Балпеисова пригласила в «Случайные встречи» на роль Неизвестной - загадочной и интригующей незнакомки с потрясающими вокальными данными. Кто эта прелестная леди? Олицетворение Мечты, недосягаемой Богини или сотканная из противоречий Женщина, стремящаяся к гармонии?

В тандеме с молодым актёром «Современника» Евгением Шишкиным  Евгения пронзительно и трогательно погружают публику в атмосферу «Солнечного удара» Ивана Бунина.

Благодаря синергии драматургии, музыки и хореографии история молниеносно воспылавшей, внезапной, беззаветной и безрассудной любви, словно раскат грома или «северное сияние», оживает в безграничном спектре чувств. Каждый зритель вольно или невольно вспоминает о «Солнечных ударах» своей судьбы, а, может быть, только предвкушает встречу с таким «сердечным цунами». «Большая любовь - слишком большое счастье!» - увы, не всем суждено её испытать и не всем дано сберечь эту хрупкое чувство…

Как говорит режиссёр: «В каждом из нас умерли Джульетта или Ромео…»  Одни - мечтают о таком сильном чувстве, а другие боятся испытать что-либо подобное…

Евгения Курова в тандеме с актёром Евгением Богатист (Ивлев) предстаёт в образе Иды в истории о людях, которым судьба подарила взаимную любовь, но которые слишком поздно рискнули признаться друг другу в своих непрошенных, но прекрасных чувствах.

Евгений Шишкин также воплощает поручика из рассказа «Мадрид». Импозантный молодой человек соглашается скоротать вечер в компании юной девушки лёгкого поведения Поли (Марина Лебедева). Брутальный, неврастеничный циник проникается искренностью сбившейся с пути очаровательной девчонки, которая несмотря на род своей деятельности смогла сохранить чистоту души, детскую наивность и непосредственность. Героиня Марины Лебедевой рефреном появляется в разных мизансценах спектакля, навязчиво предлагая тем или другим героям «скоротать вечер». Этот персонаж пронизан и неиссякаемой энергией юности, и болью от испытанных разочарований и потерь.

Героиню Натальи Ушаковой Арсеньеву в тандеме с ранее упомянутым Ивлевым можно назвать «проводниками» в пространстве "Случайных встреч": эти персонажи заботливо берут публику за руку, приглашая в иллюзорный и парадоксальный мир оживающих на сцене Бунинских героев, у каждого из которых своя боль и своя драма, своё счастья и своя трагедия.

Логичность повествования и смены разных историй помогают сохранить оригинальная световая партитура (художник по свету - Нарек Туманян), эротичная, но при этом элегантная хореография, изящно и эстетично интегрированная во всё действие, и потрясающая музыка, которую можно назвать полноценным героем событий.

Главной музыкальной темой постановки является романс Александра Вертинского «Наши встречи случайны» - это знаковая композиция сопровождает кульминационные сцены спектакля, придавая каждому моменту тонкий флёр разнообразных ассоциаций.

Также в постановке звучит «Кокаинетка» Александра Вертинского и ряд других произведений. Композитор спектакля - Олег Синкин.

Триумф спектакля - это когда в работе режиссёра не видно «швов», когда режиссёр настолько растворяется в артистах, что зрители, не замечая его работы, полностью погружаются в сценическое действие! У Гульназ Балпеисовой и виртуозной команды «Случайных встреч» это получилось!

Герои много курят и пьют, рефлексируют, пытаются преодолеть свои «точки невозврата» и понять, почему всё в их жизни сложилось так, а не иначе? Их терзают сомнения, был ли возможен какой-то альтернативный вариант в развитии отношений, которые оставили яркий отпечаток в их памяти и сердце?

В жизни каждого человека, оказавшегося на чужбине, заблудившегося в лабиринтах судьбы и чувств, потерявшего ориентиры в пространстве и во времени, рано или поздно наступают «окаянные дни». И возвратить потерянный «вкус жизни» может только любовь. Даже если она будет мимолётной, безответной, мучительной и томительной, это чувство - спасение от фатального разочарования, воспоминания об этой любви озаряют жизнь особой эйфорией, окрыляющей и вдохновляющей.

Почему одни люди легко и играюче бросаются в омут страстей и не боятся, как мотыльки, сгореть в пепле своих эмоций?  А другие, напротив, опасаются обжечься, поэтому закрываются в кокон равнодушия, обрекая себя на одиночество?

На эти вопросы каждый зритель ответит сам. Герои «Случайных встреч» проведут нас по таинственным закоулкам нашего подсознания, которое порой является загадкой даже для нас самих.

Альтернативное название цикла «Тёмные аллеи» - «Шиповник». Известно, что Иван Бунин отдавал предпочтение именно этому заголовку: может быть, потому, что шипы этих прекрасных диких роз так похожи на людей, которые подчас способны ранить не только окружающих, но и самих себя?

«Не все ли равно, чем и как счастлив человек! Последствия? Да ведь все равно они всегда существуют: ведь ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое...» - Иван Бунин, «Тёмные аллеи».

"Ничто не вечно под луной!" Спешите любить, помните, что счастье возможно здесь и сейчас! И не думайте о последствиях!

 

Образные и метафоричные "Случайные встречи" посетила корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - Александр Иванишин/ предоставлены пресс-службой

 

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь