Премьера спектакля «Семейная картина» в Московском Губернском театре - колоритный музыкально-театральный вернисаж!

Новости

Премьера спектакля «Семейная картина» в Московском Губернском театре - колоритный музыкально-театральный вернисаж!

Премьера спектакля «Семейная картина» в Московском Губернском театре - колоритный музыкально-театральный вернисаж!

12 апреля исполнилось 200 лет со Дня рождения великого драматурга Александра Николаевича Островского, чьё творчество является одним из фундаментов русского театра и не теряет актуальность в динамике современного мира. Меняются эпохи, государственные устройства, трансформируются нравы и обычаи, но главные человеческие качества, достоинства и недостатки, соблазны и пороки с течением летописи времён остаются неизменны.

7 и 10 ноября Московский Губернский театр представил премьеру комедии А.Н. Островского «Семейная картина» в постановке режиссера Ольги Матвеевой, чьи спектакли «Серебряное зеркало», «Поэтическое кафе «Луч»» и «Чужие берега» с успехом идут на разных сценах МГТ.

«Семейная картина» (первоначальное название - «Картина семейного счастья») - первая законченная пьеса 24-летнего литератора Александра Островского. Судьба произведения довольно терниста - пьеса дважды попадала под запрет цензуры. Первая пьеса Островского - редкий гость на театральной сцене, в отличие от хорошо знакомых произведений гениального драматурга, этот факт интригует и вызывает особый интерес.

Режиссер Ольга Матвеева вписывает свою постановку в камерное пространство фойе. Создатели спектакля предлагают посмотреть на первую пьесу великого русского драматурга вблизи, глаза в глаза с героями «картины» Островского, чтобы рассмотреть всю палитру счастья и несчастья этой семейной истории.

Символично и аллегорично, что действие спектакля разворачиваются именно в уютном фойе Московского Губернского театра, в котором проходит спектакль-кабаре «Серебряное зеркало», литературные читки и творческие встречи с актёрами.

«Театр начинается с вешалки», актёр - с первой роли, а драматург - с дебютного произведения. Первая пьеса великого Островского - отнюдь не робкие литературные шаги начинающего дебютанта: «Семейная картина» - начало большого пути гениального драматурга, в первом произведении которого уже отчётливо виден его уникальный стиль и яркая индивидуальность, «тёмное царство» ханжества и невежества, непроходимый «лес» пороков и страстей соседствуют с «горячими сердцами» и «лучами света»…

В «Семейной картине» впервые предстают колоритные герои и яркие характеры, которые не только неотъемлемая часть русской литературы, но и острая, хлёсткая, ёмкая проекция всего человеческого общества.

Художественный руководитель театра Сергей Безруков: «Я рад, что в нашем репертуаре появился этот замечательный, теплый, уютный спектакль, в котором есть очень вкусный, сочный русский колорит. Спасибо режиссеру Ольге Матвеевой, которая дала артистам возможность поработать с этим материалом. Островский всегда поражает своими потрясающими текстами, которые не стареют. Время движется вперед, технологии, в том числе и в театре, совершенствуются,  режиссерский язык становится все более изобретательным, экстравагантным. А  пьесы Островского все равно звучат актуально.

Наш театр начинался с Островского - десять лет назад первой премьерой нашего молодого театра стала моя постановка «Нашла коса на камень» по его произведениям «Бешеные деньги», «Бесприданница» и «Таланты и поклонники». Затем в репертуаре появился спектакль  «На всякого мудреца довольно простоты» -  восстановленная версия легендарной постановки Олега Табакова. Островский -  великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы – вне времени. И сейчас, в его юбилейный год, мы выпустили третью постановку по произведению Островского – «Семейная картина». Это тот случай, когда не нужно никакой особой режиссерской хитрости, когда главная задача режиссера в том, чтобы не испортить, не навредить гениальному тексту автора и сделать это стильно, очень просто, но очень душевно. По-семейному, по-домашнему, по-русски, тепло, искренне. И мне кажется важно, чтобы на сцене появлялись такие простые истории, для того чтобы и актеры, и зрители не забывали свои корни. Это та простота, в которой есть глубина. И я вижу, что актеры получают удовольствие от того, что они делают на сцене, от этих сочных вкусных образов Островского».

Режиссер спектакля  Ольга Матвеева: «В этом году весной к юбилею Островского очень многие театры проводили читки пьес драматурга, но «Семейную картину» обычно все обходят вниманием. Это первая законченная пьеса Островского, но уже здесь чувствуется его прекрасный русский язык, его темы, которые он будет развивать в своих более поздних произведениях, его любовь к пословицам, необычным именам персонажей. Мы в нашем театре делали читку «Семейной картины». Она очень хорошо прозвучала в фойе, и было принято решение сделать из этой читки спектакль. Пьеса необычная для Островского - это небольшая зарисовка с открытым финалом. То, что драматург открывает в этой пьесе, важно и для нас, современных людей. Здесь абсолютно актуальные темы взаимоотношений мужчины и женщины, отношений в семье между поколениями, тема честности, организации торговли. В нашем спектакле нам хотелось добавить особый колорит той эпохи: звучат настоящие заонежские кадрили, много песен, музыки.

Картина как особенный драматургический жанр позволяет создать эффект непосредственного присутствия зрителя в этой истории.  Мы словно оказываемся в раме этой картины вместе с героями, у них в гостях. И находясь так близко, переживая и смеясь над настоящими и придуманными проблемами этой семьи, мы получаем возможность подумать и про свои семейные  отношения со всеми их радостями или опасными поворотами».

Мария Антиповна (в нашем фоторепортаже - Александрина Питиримова, в другом составе - Анна Цанг), прелестная девушка девятнадцати лет, скучает: хочется замуж и прочь из дома. Мать беспокоится, любящий  брат Антип Антипович (в нашем фоторепортаже - Михаил Шилов, в другом составе - Антон Соколов)  подыскивает сестре жениха среди своих знакомых. Выбор останавливается на купце Парамоне Ферапонтовиче  Ширялове (в нашем фоторепортаже - Андрей Мисилин, в другом составе - Сергей Вершинин). Хоть он стар, плутоват, и грешки за ним водятся, зато денег куры не клюют. Жена главного героя Матрёна Савишна (в нашем репортаже Наталья Смирнова, в другом составе - Елена Киркова) вынуждена терперть не только самодурство и сумасбродство мужа, но и придирки свекрови Степаниды Трофимовны (в нашем репортаже - Людмила Менчинская, в другом составе - Татьяна Рудова).  Горничная Пузатовых Дарья (Анастасия Борисова) - как это часто бывает, «серый кардинал», который знает всё про всех в доме. 

Знакомый сюжет, не правда ли?

Ольга Матвеева в тандеме с прекрасной командой спектакля и великолепными артистами МГТ нашли очень интересный концептуальный ход, в котором стираются границы между сценой и зрительным залом, пересекаются эпохи и пространства.

Приём «театр в театре» очень распространён на театральных подмостках, а вот «театр на выставке» - явление уникальное!

Благодаря фантазии создателей спектакля на сцене развернулся искромётный музыкально-театральный вернисаж:  по замыслу режиссера зрители будто попадают на выставку купеческого быта 19 века в небольшом музее, сотрудники которого разыгрывают перед посетителями картины купеческой жизни тех времен. И вот смотрители музея надевают поверх строгих черных платьев яркие элементы одежды, платки и шали, охранники накидывают жилетки и сюртуки – и на наших глазах оживает текст Островского.

Руководителем этого "выставочного оркестра" выступает многогранная Алина Ивах - этот персонаж и администратор выставки, и эскурсовод, погружающий публику в "Семейную картину".

Игра и жизнь, герои Островского и наши современники кружатся в захватывающем рандеву чувств, страстей, соблазнов и событий: словно в раме, транспонируются и возвеличиваются те или иные порывы и пороки, и, как из зеркала, герои прошлого смотрят на нас настоящих. Надо сказать, сходств между нами гораздо больше, чем различий.

В этом спектакле нет второстепенных героев. Все они, как  на любом полотне художника,  - и главный персонаж и фон для других. Здесь важна каждая деталь, каждая подробность. И монологи, и романсы под гитару, и кадриль. Всё здесь  сплетено, все значимы - подобно лучшим сюжетным картинам маститых художников 19 века.

Художник-постановщик Юлия Короткова, хореограф – Анна Гилунова, музыкальный руководитель – Валерий Федоренко.

Колорит помещьичего быта воплощён во всем калейдоскопе деталей и палитре чувств: герои не только великолепно поют, но и виртуозно танцуют, да так, что зрителям приходится делать над собой усилие, чтобы не пойти в пляс вместе с актёрами.

 Самобытный самовар - символ русского гостеприимства и радушия, с каким упоением герои пьют чай из блюдечка, сладко прихлёбывая!

Наряды в стиле а-ля рус, в которых акцентировано внимание на ярких павлопосадских платках, невероятно актуально смотрятся в наше время - многие фэшн-дизайнеры выпускают капсулы или целые коллекции в стиле а-ля рус.

А как звучат прекрасные романсы в исполнении многогранных артистов МГТ под живой аккомпанемент балалайки (Дмитрий Куличков) и ударных (Константин Черкасов /Илья Ефремов).

«Семейная картина» - синтез мощной драматургии, прекрасной музыки, грациозной хореографии и уникального национального колорита, который каждому из нас особенно близок и дорог!

Свою первую законченную пьесу «Семейная картина» Александр Островский написал в 24 года. Она стала своего рода манифестом всего последующего творчества драматурга и впервые познакомила публику с новыми героями, характерами, темами, которые обосновались на русской сцене уже почти на два столетия. 14 февраля 1847 года - день, когда  молодой автор публично прочел первую свою пьесу  известным литераторам, А.Н. Островский всегда считал началом своего драматического поприща.

Великий драматург подарил миру 47 гениальных пьес (и ещё 7 написаны в соавторстве). Его литературное наследие является основой основ литературы и драматического театра, а герои всех произведений и спустя полтора столетия по-прежнему остаются современны!

В ближайшие месяцы стать частью «Семейной картины» можно  28 декабря, 24 января  в фойе большого зала. Также от души рекомендуем посмотреть спектакли «Нашла коса на камень» и «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене Московского Губернского театре.

В гиперболизированных и гротесковых героях, воплощённых в лучших театральных традициях психологического театра, словно в парадигме, отражается проекция человеческого общества - так или иначе в персонажах Островского мы узнаём себя.

Финал динамичной «Семейной картины» Островского открыт - каждый зритель сквозь призму своего восприятия сам домыслит дальнейшую судьбу героев, спектакль оставляет оптимистичное послевкусие и тонкий флёр ассоциаций.

Как и и многие другие произведения гениального драматурга, «Семейная картина» подводит к осознанию, что невежество, хитрость, расчётливость, корысть, коварство, лукавство и плутовство рано или поздно капитулируют перед искренним добром и теплом, милосердием и состраданием.

 

"Семейный" вернисаж в Московском Губернском театре посетили:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф Абдуллаева Ирина

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь